Бизнес – территория эволюции духа

Продолжение.
Начало см в ВБ № 6(26)

Бизнес делается людьми и для людей, поэтому в нем много общения, а это дает возможность постигать суть человеческих отношений. Благодаря такому носителю энергии, как деньги, бизнес имеет возможность развиваться и перетекать из одной области в другую. Деньги “оживляют” бизнес в обществе, делают его созидательным, а иногда разрушительным, что зависит от тех, кто им занимается. Любая область деятельности может оказаться как созидательной, так и разрушительной.

Если провести опрос общественного мнения (даже среди бизнесменов) по поводу того, зачем нужен бизнес, то мы наверняка услышим что-то вроде: средство к существованию, материальное обеспечение семьи, создание чего-то, интересная деятельность и т.п. В редких случаях – саморазвитие. Не принято считать деятельность, связанную с материальным, средством саморазвития, хотя некоторые религии не только не отрицают это, но даже подчеркивают. Кстати, в странах с такими религиями с бизнесом дела обстоят значительно лучше, чем у нас, потому что там в нем есть этика как необходимый атрибут.

Может ли бизнес быть средством духовного роста человека? Попробуем ответить на этот вопрос. Итак, что необходимо для развития? Во-первых, нужно родиться, что мы все и сделали. Во-вторых, следует себя осознать, и с этим проблем нет у многих. В-третьих, потребуется деятельность, и тут ее в избытке. Наконец, нужны показатели правильности действий, которыми являются и экономические показатели, и конкурентные преимущества, и последствия самого бизнеса. Остается идеология. А вот здесь налицо недостаток. Для развития необходима идея самого развития, однако сегодня лишь иногда речь идет о бизнесе ради развития самого себя, а не людей посредством деятельности в нем. А ведь для эволюции бизнес ничего не значит, для нее важно то, что происходит с человеком, с обществом и планетой в целом. Часто приходится наблюдать, как весьма почтенные люди от организационных наук ищут решения проблем бизнеса в самом бизнесе, хотя прекрасно понимают (во всяком случае, так говорят), что события видимого мира есть следствие процессов невидимого и влиять на первые можно только через вторые. Что же мешает нам сделать главным идеологическим стержнем (а значит движителем) любого бизнеса идею духовного развития человека? Ведь ее значимость, и, следовательно, степень влияния в материальном весьма велики? Наверное, миф о том, что духовность и деньги несовместимы. В дальнейшем мы попробуем доказать, что они не только могут легко быть рядом, без вреда друг для друга, но и способствуют взаимному развитию.

В бизнесе основными понятиями являются: бизнес-идея, миссия, цели, стратегия, маркетинговая политика, конкурентные преимущества, имидж, организационная структура, система мотиваций, прибыль и т.д. Попробуем понять, имеют ли эти и другие атрибуты бизнеса какое-нибудь отношение к эволюционному процессу духовного развития человека.

Бизнес-идея, это своего рода видение будущего. Обычно она “рождается” в голове предпринимателя и не дает ему спокойно жить, маня привлекательностью своего потенциального воплощения. Он порой не понимает своей обреченности в ее исполнении, а удивляется и радуется тому, что у него все получается. Он присваивает себе заслугу в успехе, и с этого момента испытания начинаются. Предпринимателю предстоит еще много потрудиться, чтобы осознать, что он лишь посредник между сферой причин и областью следствий и что успех зависит от того, насколько “чистым каналом” он будет. Для этого ему потребуется интуиция, так как в сфере причин привычная логика не работает, и нужно “услышать” будущее, т.е. цели. Если удастся понять общий “план”, то даже обстоятельства начнут содействовать успеху. Это “высший пилотаж”, однако инсинуации в этом деле чреваты тяжелыми последствиями для предпринимателя, так как растущая “реализационная способность” ведет к повышению степени ответственности за “чистоту” деятельности. Это великий урок жизни, он ведет к осознанию своей миссии, дает возможность ее реализовать, и тем самым развивает творческие способности человека. Это редкая роль. Лишь немногим дает ее “главный режиссер” театра жизни. И это большое испытание для души, а не возможность получения материального блага.

Когда бизнес-идея начинает реализовываться в жизни, то создается организация. Подобно человеку, у организации есть миссия (это понятие давно является неизменным атрибутом наиболее развитых компаний в мире). Миссии, как правило, отражают социальную полезность организаций, что делает их привлекательными для общества (и, следовательно, для потенциальных клиентов), реже в них можно найти целенаправленные указания на развивающую роль для тех, кто их исполняет. Думается, что если акцент в миссии перенести на сотрудников, то результатом деятельности само собой окажется общественно полезная деятельность. Если человек сознательно развивается, то, во-первых, этот процесс порождает раскрытие его творческих способностей, что увеличивает эффективность деятельности; а во-вторых, он рано или поздно сам приходит к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей, что делает сотрудника организации носителем ее миссии, а не просто согласным с ней человеком, что, в свою очередь, повышает движущую силу самой миссии.



Добавить комментарий

Войти через соцсети