Дачная амнистия
Если у вас есть дача или приусадебный участок, то вы имеете полное право оформить их в собственность. До 1 марта 2015 г. это можно осуществить в упрощенном порядке и с учетом ограничений на стоимость услуг БТИ. В народе эти льготы именуются «дачной амнистией».
Зачем оформлять родные 6 соток в собственность, спросите вы. Дело в том, что если участок не внесен в Единый государственный реестр права (ЕГРП), то у его фактического хозяина нет прав совершать сделки, заключать договор купли-продажи, сдавать в залог, дарить и передавать по наследству такой участок. Даже если вы на этом участке построили дом, постоянно проживаете в нем или регулярно наведываетесь, по документам никакой земли и дома у вас нет.
Земельный вопрос
Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в основном касается земли, полученной до 2001 года. Для регистрации своего права на землю в Росреестр необходимо будет предоставить подтверждение своих прав на конкретный участок земли, т.е. выданные документы на землю разных органов, которые были на это уполномочены. Они приравниваются к записям в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).
Если земельный участок был выделен гражданину на бесплатной основе и входит в территорию садоводческого или дачного некоммерческого объединения, дачник может его бесплатно (не выкупая) оформить в собственность.
Для оформления земельного участка в собственность дачники должны предоставить описание этого самого участка (ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») в регистрирующий орган и заключение правления некоммерческого объединения, где указывается, за которым гражданином этот участок закреплен. В качестве описания земельного участка (когда нет кадастрового паспорта) подойдет генеральный план территории, отведенной под садоводческое товарищество.
- Перечень документов, необходимых для регистрации права собственности на земельный участок:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок. К ним относятся: право пожизненного наследуемого владения, право бессрочного пользования, выписка из похозяйственной книги, книжка садовода или справка, подтверждающая членство дачника в товариществе или кооперативе.
- Кадастровый план земельного участка, где определена площадь и границы участка.
- Квитанция об оплате госпошлины и ее копия.
Дом. Любимый дом
Если же у вас не просто участок под картошку, а благоустроенная дача, то оформление права собственности на жилой дом в порядке «дачной амнистии» не потребует получения разрешения на строительство, акта ввода объекта в эксплуатацию и иных разрешительных документов. Единственное условие – чтобы земельный участок, на котором предполагается строительство или уже построен жилой дом, находился на праве аренды или собственности и разрешенное использование было – «для индивидуального жилищного строительства».
Для того чтобы зарегистрировать право на объект недвижимости, построенный на таком земельном участке, необходимо подать заявку в Бюро технической инвентаризации (БТИ) на проведение инвентаризации. После проведения инвентаризации в БТИ необходимо получить кадастровый паспорт, который и будет являться единственным документом, подтверждающим факт создания дома. В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для регистрации дома кадастровый паспорт подается как в оригинале, так и в копии.
Помимо кадастрового паспорта при себе необходимо иметь документ, подтверждающий личность заявителя (только оригинал).
- Также при себе необходимо иметь правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, которым может быть:
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности;
- Акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом гос. власти или органом местного самоуправления, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- Акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом гос. власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Следующим документом, который необходимо предоставить на государственную регистрацию жилого дома, является квитанция, подтверждающая оплату госпошлины, и ее копия.
До 01.03.2015 истребование каких-либо иных документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимости, не допускается.
После того как собраны все необходимые документы, заявителю или его представителю следует обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения недвижимого имущества. Через 14 дней после подачи документов ему будет выдано Свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, после чего заявитель становится полноправным собственником созданного им объекта.