Теория поколений
Человечность, хорошее отношение к людям и забота о людях – один из решающих факторов успеха в бизнесе. Если проследить судьбы компаний, которые поднялись в 90-х с нуля до лидеров рынка, то такое отношение к людям встретишь почти всегда, хотя бизнесы самые разные – производственные, торговые, компьютерные… Я уже не говорю о тех успешных компаниях, о которых можно прочитать в бизнес-литературе: а писали и пишут об этом немало. Все эти компании примером доказали, что человечное отношение к сотрудникам творит настоящие чудеса в бизнесе. И почему-то я не могу припомнить ни одной крупной мировой или отечественной компании, добившейся подобных успехов, где к людям относились бы, как к «расходному материалу».
Мы живем в эпоху смены форматов бизнеса и поколений. На рынке труда появились молодые, грамотные, амбициозные специалисты. Как привлечь их в свои компании и удержать? Для этого нужно их понимать.
В начале 90-х годов прошлого века два американца: экономист, демограф Нейл Хоув и драматург, историк Вильям Штраус – независимо друг от друга изучали такой популярный социальный феномен, как конфликт поколений. И одновременно пришли к одинаковым выводам. Проще говоря, сегодняшние 20-летние дети в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их отцы, деды и прадеды. А вот с прапрадедами прослеживается явное сходство.
Поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Именно до этого возраста у нас формируется собственная система ценностей, которую мы потом и проносим через всю жизнь. Сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом.
В нашем мире одновременно сосуществуют представители шести поколений. И представители крайних поколений почти копируют друг друга. Вот уж правда, «старый что малый». Данная теория получила название «Теории поколений».
- 1900-1923 – в это время родилось «поколение GI» (ну или «поколение победителей»).
- 1923-1943 – в мир вошло «молчаливое поколение».
- 1943-1963 – на арену начало выдвигаться поколение «беби-бумеров», или просто «бумеров».
- 1963-1984 – появилось «поколение X». В частности, те, кто рулит сегодня в российском бизнесе.
- 1984-2000 – рождается «поколение Y». Представителей этой генерации именуют еще «поколением Сети» или «поколением Миллениума», поскольку они окончили школу уже в новом тысячелетии.
- 2000-2020 – об этих ребятах пока мало что известно. Пока их настороженно именуют «поколением Z».
Теория поколений интересна даже не тем, что она объясняет, откуда берется знаменитый конфликт отцов и детей. А тем, что на ее основе можно строить четкие прогнозы развития общества. Вплоть до серьезных бизнес-планов на ближайшие пару десятилетий: что, где и как следует развивать. В процессе выбора (в том числе товара или услуги) новым поколением будут руководить другие ценности. Наступает эпоха, когда нужно быть не таким, как другие. Кстати, и классическое строительство брендов потеряет если не смысл, то – былую силу. Новые поколения будут подвержены брендам в более слабой степени. Если присмотреться, легко сделать вывод: маркетинговая активность все чаще апеллирует к впечатлениям. И это явный шаг навстречу «поколению Y». Но более интересна теория для бизнеса в части понимания ценностей и мотивации молодых сотрудников.
Те руководители, которые научатся эффективно управлять этими сотрудниками, не будут испытывать кадровый голод в будущем.