Регистрация товарного знака как первый шаг на пути к защите бизнеса

Большинство предпринимателей для повышения узнаваемости своих продуктов, магазинов, салонов и т.п. разрабатывают товарные знаки. Основной вопрос заключается в следующем: необходимо ли регистрировать товарный знак?

Безусловно, вы можете использовать свой знак (бренд, логотип) и без регистрации, маркируя им товары или услуги. Однако без регистрации такое обозначение является крайне уязвимым. Только после государственной регистрации ваше право на данный знак будет закреплено надлежащим образом и подтверждено свидетельством, и никто другой не будет наделен правом маркировать таким знаком (или знаком, сходным до степени смешения с вашим) товары и услуги, для которых ваш знак был зарегистрирован.

На практике нередко предприниматель или компания, которые создали и успешно «раскрутили» свой бренд, но не зарегистрировали его, вдруг получают от уполномоченных государственных органов предписание прекратить незаконное использование этого товарного знака. В дальнейшем выясняется, что бренд лишь недавно был зарегистрирован на некое лицо и оно теперь «добивается справедливости», а заодно желает возместить за счет «нарушителей» якобы имевшие место убытки. Такое случается часто, причем строго с точки зрения закона отказать легитимному правообладателю ни суд, ни уполномоченные госорганы не вправе.

Владелец же зарегистрированного товарного знака наделяется целым комплексом средств, направленных на защиту его права от возможных нарушений. Причем законодательство о защите интеллектуальной собственности постепенно ужесточается. Нарушители рискуют очень многим: им грозят не только жесткие административные санкции и гражданско-правовая ответственность, но и в ряде случаев уголовное преследование.

Кроме того, зарегистрированный товарный знак становится вашим нематериальным активом, способным принести существенную прибыль. В частности, товарный знак можно продать, выдать за определенную плату лицензию на его использование третьим лицам, заложить товарный знак банку.

    ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА (ТЗ):
  • Кто может подать заявку на регистрацию товарного знака?
    Только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Регистрация товарных знаков на физических лиц не допускается.

  • Куда обращаться?
    Государственная регистрация товарного знака производится Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

  • На какой срок регистрируется товарный знак?
    Регистрация товарного знака осуществляется на 10 лет, начиная с даты подачи заявки. Регистрация может быть продлена еще на 10 лет, количество таких продлений не ограничено.

  • Как оформить заявку?
    Заявка оформляется по установленному образцу: либо на типографском бланке (его можно получить в Роспатенте или в региональных пунктах приема заявок), либо на бланке в виде компьютерной распечатки (форму можно скачать с сайта Роспатента).

  • Из каких этапов состоит процедура регистрации товарного знака?
      Регистрация товарных знаков включает два этапа:
    1. Формальную экспертизу, в ходе которой проверяется комплектность документов заявки, ее оформление, корректность оплаты пошлин. По результатам формальной экспертизы принимается решение либо о принятии заявки к рассмотрению, либо об отказе в принятии к рассмотрению.
    2. Экспертизу заявленного обозначения. В данном случае проверяются соответствие документов заявки предъявляемым требованиям, перечень товаров и услуг, правильность их классификации, устанавливается наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации и пр. Если все в порядке, заявителю направляется решение о регистрации товарного знака.

  • Сколько времени занимает процедура регистрации товарного знака?
    Регистрация ТЗ – достаточно длительный процесс. Законодательством не регламентирован срок рассмотрения заявки. В среднем процедура регистрации товарного знака занимает 10-12 месяцев, однако на практике нередко этот срок увеличивается до 14-16 месяцев.

Итак, можно сделать вывод, что регистрация товарного знака – процедура длительная, требует определенных вложений. Однако, в целом, затраты на регистрацию товарного знака несоизмеримы с возможными убытками при потере прав на него. Регистрировать интеллектуальную собственность, закрепив тем самым свое исключительное право, необходимо не только юридическим лицам, но и, безусловно, индивидуальным предпринимателям, которые заботятся о репутации и перспективах своего бизнеса.



Добавить комментарий

Войти через соцсети