И вновь об электронной подписи

Как вы наверняка помните по нашим предыдущим публикациям, электронная цифровая подпись является полноценным аналогом собственноручной подписи человека на бумаге. А во многих случаях – еще и заменой печати какой-либо организации. Об этом достаточно подробно написано в Федеральном законе от 10.01.2002 г. №1 «Об электронной цифровой подписи».

Согласно статье 1 данного ФЗ, в электронном виде можно передавать и хранить документы, используемые в гражданско-правовых отношениях и в других предусмотренных законодательством случаях. Основными функциями ЭЦП являются: идентификация лица, подписавшего электронный документ, и подтверждение целостности и неизменности подписанного документа. Также ЭЦП является доказательным подтверждением авторства документа. Обо всем этом мы достаточно подробно рассказывали на страницах журнала в марте 2011 г. С тех пор произошли определенные изменения, на которых стоит заострить внимание.

В настоящее время в России, помимо ФЗ №1, действует также ФЗ №63 от 6.04.2011 «Об электронной подписи», который вступил в силу 1 июля 2012 г. Федеральный закон №1 должен закончить своё действие 1.07.2013, и до этого момента все государственные органы и коммерческие организации должны полностью перейти на использование электронной подписи вместо электронной цифровой, как было ранее. Основным отличием нового закона является то, что он регулирует не только гражданско-правовые отношения, но и отношения, возникающие в процессе предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций.

Согласно новому закону, существует два вида электронной подписи (ЭП): простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Усиленная электронная подпись, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной. Такое многообразие видов ЭП обеспечивает достаточную «гибкость» в выборе степени защищенности информационной системы, в которой используется электронная подпись. Сейчас в России в информационных системах, предоставляющих государственные услуги, используется исключительно усиленная квалифицированная электронная подпись. Особо стоить отметить, что все сертификаты ЭЦП, выданные в соответствии с 1-ФЗ, приравниваются к сертификатам усиленной квалифицированной подписи до окончания срока их действия, т.е. будут действовать и после 1 июля 2013 года. Большая часть Удостоверяющих центров (УЦ) к настоящему моменту уже выдает сертификаты электронной подписи, так что количество сертификатов ЭЦП к моменту завершения действия ФЗ №1 будет минимальным.

Кстати, новый закон предъявляет определенные требования и к УЦ. Теперь все такие организации в обязательном порядке проходят процедуру государственной аккредитации – особое внимание уделяется квалификации сотрудников УЦ и защищенности процедуры выдачи сертификата электронной подписи. Также существенным условием является наличие финансового обеспечения деятельности УЦ – банковской гарантии на сумму 1,5 млн рублей для покрытия потенциальных убытков третьих лиц, т.е. клиентов Удостоверяющего центра. УЦ Деловой сети в декабре 2012 успешно прошел процедуру аккредитации и полностью готов работать в соответствии с новым законом.

Все эти изменения в положительную сторону влияют на расширение спектра возможностей применения электронной подписи. Уже несколько лет как запущен портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). Сейчас доступ к нему осуществляется с помощью сертификата электронной подписи. Декларируемый государством принцип «единого окна» в процессе получения госуслуг также реализован с помощью сертификатов электронной подписи – различные ведомства предоставляют друг другу сведения посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, подписывая соответствующие электронные запросы. Гражданин при этом избавлен от необходимости запрашивать большое количество справок в различных инстанциях.

Еще три года назад наша компания выдавала сертификаты ЭЦП практически только для сдачи отчетности в контролирующие органы. Но за последние годы ситуация кардинально изменилась.

Сейчас одной из актуальных услуг является получение сертификата для участия в электронных торгах: в государственных закупках (94-ФЗ) или коммерческих торгах (223-ФЗ). Уже полтора года мы выдаем сертификаты для доступа к порталу Росреестра (www.rosreestr.ru), на котором различные категории заявителей могут оперативно получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество или из Государственного кадастра недвижимости. Федеральная служба по тарифам (www.eias.ru), Единый федеральный ресурс о фактах деятельности юр. лиц (www.fedresurs.ru) – список возможных информационных систем постоянно пополняется. Это означает, что постоянно растет эффективность применения электронной подписи, а, следовательно, и удобство как для представителей бизнеса, так и для простых граждан. Все больше людей в значительной степени экономят свои силы, время и деньги.

А мы в свою очередь всегда рады помочь вам. Чтобы получить сертификат, просто посетите сайт www.atlas-2.ru.



Добавить комментарий

Войти через соцсети