Капитальный ремонт: платить или не платить?

В последние дни осени уходящего года во всех средствах массовой информации муссируется вопрос о предстоящей оплате собственниками квартир жилых домов вновь вводимой статьи расходов содержания общедомового имущества на капитальный ремонт. Законодатель устанавливает правила в соответствии с ФЗ №40859-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2013 года (ст. 6 названного Закона). Согласно Закону, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предлагается самим устанавливать размеры этой платы.

Это наши дни. А что было раньше?

Прокрутим колесо истории назад и вернемся в советские времена, а также окинем взором «лихие 90-ые» и первые пять лет ХХI века. Нас интересуют, конечно же, квитанции за содержание жилья. На первый взгляд, сильно эти квитанции не изменились, только, помимо привычных для нас двух строк «содержание общедомового имущества» и «текущий ремонт», еще присутствует третья строка – «капитальный ремонт», которая, кстати сказать, дошла и до наших времен, зияющая пустыми глазницами полей квитанции. И как это понимать, спросите Вы? Ответ банален: пустоты природа не терпит. Это закон развития жизни. Да, действительно, вплоть до введения нового Жилищного кодекса РФ в марте 2005 года, строка «капитальный ремонт» как обязательный платеж была отменена, и наше правительство решило более не навязывать собственникам жилых квартир платеж в виде «капитального ремонта», предоставив самим собственникам решать на общих собраниях необходимость и размер этого платежа, рассчитывая тем самым на добропорядочность и понимание сограждан. Но, увы.

Оказавшиеся в самой гуще реформ ЖКХ, вновь созданные управляющие компании столкнулись с проблемой капитальных ремонтов (отличие капитального ремонта от текущего смотри в предыдущих статьях). Не спасло положение и то обстоятельство, что недавно образованным управляющим компаниям органы местного самоуправления отдавали по агентским договорам большое количество домов. Капитальный ремонт в двух-трех десятках домов (и то не везде и не всегда) за счет сотни других не приводил к главной цели – благоприятным условиям проживания всех жильцов домов, в соответствии с условиями договора управления. Последним пришлось бы ожидать до 40 лет в очереди на ремонт, но кто согласится так долго ждать?

Вот тут правительство сделало мудрый шаг – стало поощрять и поддерживать инициативу снизу, а именно – создание товариществ собственников жилья. Например, в 2006 году в одном Первомайском районе (количество обслуживаемых домов УК Первомайского района около 1000 домов) было всего 20 домов со способом управления – ТСЖ. Так обстояли дела по всему нашему городу. Однако на июнь 2012 года, по данным налоговой инспекции, количество домов, управляемых ТСЖ по городу Владивостоку, – 720! И это из 5000 жилых домов г. Владивостока.

Да, это – пятая часть, причем все более и более домов приходит к выводу выбирать именно такой способ управления. Ведь в условиях управления товариществом (ТСЖ) все собственники приравниваются по своему правовому и социальному положению к ранее не досягаемым управляющими компаниями. ТСЖ (товарищество собственников жилья) такое же юридическое лицо, как и УК (управляющая компания). Отсюда, равноправный партнерский договор управления с возможностью его расторжения в течение месяца без необходимости проведения общего собрания собственников (которое, ой, как сложно провести). Ко всему этому наше правительство реализовало 185 ФЗ, который, в первую очередь, предоставлял домам со способом управления ТСЖ необходимую финансовую поддержку (хотя органы местного самоуправления это тщательно скрывали и тайком создавали фиктивные ТСЖ, чтобы получить доступ к деньгам фонда).

Теперь переходим к сути вопроса о самоуправлении граждан в отдельно взятом доме и деятельности государства в лице субъекта РФ (в нашем случае – Администрации Приморского края). Государство отнюдь не загоняет собственников многоквартирных домов в угол, а наоборот, идет последовательная политика. Если Вы выбрали в своем доме ТСЖ, то Ваш дом самостоятельно устанавливает необходимый резервный фонд и его сумму. В случае если всем собственникам дома «фиолетово», кому и сколько платить и как расходуются Ваши деньги (может в Вашем доме массовое проживание подпольных миллионеров), правительство дало право всем субъектам РФ создавать фонды по проведению капитальных ремонтов на местном уровне. Проще говоря, происходит следующее: либо проведение капитального ремонта происходит под контролем жильцов – в случае с ТСЖ, либо – под контролем чиновников – в случае с управляющей компанией (УК). Кто проконтролирует лучше, решать Вам, уважаемый читатель.

Немаловажный вопрос, платить или не платить, в конечном итоге выливается в следующее: сколько платить. Опять же, практически сложились всего два реальных способа управления: товарищество собственников жилья и управляющая организация. Непосредственное управление законодатель обязал работать через управляющие компании, как очевидно неэффективное. Таким образом, вопрос о количестве предлагаемых к оплате сумм за капитальный ремонт решается в ТСЖ, с учетом потребностей Вашего дома, в УК – по решению чиновников, с учетом мнения всего края.

Пожелание при формировании бюджета капитального ремонта в обоих случаях следующее: составление сметы и принятие суммы этой сметы на общем собрании – это все в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.

Поздравляю всех с наступающим 2013 годом! Желаю успехов в работе, удачных завершений всех Ваших начинаний, семейного благополучия, любви, улучшения финансового благосостояния, отменного здоровья и православного Вам «долгая лета»!



Добавить комментарий

Войти через соцсети