Ученье – свет! будет ли светло в России?

Уже больше года директор Научно-технологической компании «АЛЬКОР» Загинайло Геннадий Владимирович пытается реализовать проект обучающего центра для школьников. К сожалению, на каждом этапе возникают свои сложности. Мы в очередной раз встретились с Геннадием Владимировичем, чтобы обсудить проблемы отечественного образования и пути их решения.

По объёму и многообразию природных ресурсов России практически нет равных. Здесь живет всего 2,4% нашей планеты, в то время как территория составляет 10% суши. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли – на 80% больше, чем в Финляндии, на 30% больше, чем в США. В нашей стране сосредоточено 45% мирового запаса природного газа, 13% нефти, 23% угля. Согласно экспертным исследованиям, имеющиеся у России ресурсы реализуются в национальной экономике со следующей степенью эффективности: природные – на 25%, людские – на 15%, финансовые – на 10%, интеллектуальные – на 3,3% (готовя лучшие в мире интеллектуальные ресурсы, мы использовали их наихудшим образом). В целом же уровень освоения ресурсного потенциала страны оценивается в 18%. Для сравнения, в США он составляет 76%, в ЕС – 78%, в Японии – 88%.

При таком раскладе перед Россией открываются три пути развития. В первом случае произойдет процесс «деиндустриализации», когда страна окончательно перестанет производить товары и оборудование, требующие применения новых технологий. Это равнозначно полному краху, так как цены на нефть и газ в мире нестабильны, а аналогичных статей дохода у России нет.

Второй вариант можно назвать стратегией «реиндустриализации». Она предполагает производство товаров и оборудования из отечественного сырья по зарубежным технологиям. Здесь больше шансов на экономический подъем, но и выше зависимость от других стран – разработчиков новых технологий.

Третий путь «постиндустриального развития» возможен только при кардинальном изменении отношения государства к сфере образования. Ведь главным условием инновационного устойчивого развития является способность оставаться на пике научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан.

По какому пути мы идем сегодня? Приведу наглядный пример.

Рядом с нами расположена средняя общеобразовательная школа №39. Совместно с Администрацией города Владивостока и дирекцией школы было принято решение о создание Научно-технологического центра для детей. Оформили Инвестиционный договор, подготовили помещения. По сути, спланировали кабинет профориентации. Составили программу, хотели проводить обучающие лекции, где подростки смогут познакомиться с особенностями производственного процесса, пощупать и попробовать настоящие станки. Под руководством наших специалистов у них бы появится возможность самостоятельно что-то сконструировать, создать, построить. У нас есть недостроенные тестовые модели ветрогенератора и гидросамолета, которые могут стать основой для исследований. Но пока по независящим от нас причинам проект застопорился.

Основная проблема российского образования называется «недофинансированием». Отсюда вытекает и нехватка педагогических кадров, и недостаточное оборудование в профильных классах и т.п. Но нельзя забывать и о другой стороне медали – обесценивании образования в умах людей. Как мы видим, образовательный нигилизм общества затронул не только самих учеников, но и учителей, и их родителей. Взрослые в бессилии разводят руками, заявляя, что современное поколение ничем не интересуется, кроме сигарет, пива и противоположного пола. Это, конечно, правда, но далеко не вся.

Дети потеряли не интерес к учебе, а понимание смысла этой деятельности. Да и сложно сохранить какое-то понимание, когда со всех сторон раздаются мнения о ненужности высшего образования, о необходимости всего лишь «получить диплом». Во главу угла подростки ставят деньги, совершенно забывая про другие их функции, помимо платежной. А ведь деньги – это лишь одна из форм капитала.

Намного важнее капитал интеллектуальный, который, несмотря на постоянно меняющиеся социально-политические условия, позволяет создавать все новые и новые материальные ценности.

В результате нам бы хотелось получать школьников, подготовленных к реалиям рыночной экономики, способных конкурентно созидать, осознано и эффективно использовать личные ресурсы (молодость, здоровье, время и таланты), ресурсы семьи, региона, страны и объективных обстоятельств, правильно ставить цели и, сформировав необходимый интеллектуальный капитал, приносить благо себе и окружающим. Именно таких специалистов и не хватает отечественному рынку. Тем, кому станет интересно, и кто проявит себя, мы сможем подсказать пути самореализации и не только в стенах нашей компании.

С одной стороны, будущее России зависит от того, что будет вложено в мозги сегодняшним детям. Если мы научим их мыслить системно, анализировать и применять информацию, то у страны будет будущее.

Стратегия развития образования критично важна для России. При успешной модернизации системы резко расширяются возможности для нового технологического рывка и повышения стандартов жизни населения. В случае неудачи Россия может навсегда превратиться в экономику с низкой производительностью и низким уровнем жизни.

Мы полагаем, что успех обеспечат последовательные, энергичные и в то же время выверенные преобразования, консолидирующие наше общество вокруг общего видения его будущего и убедительных положительных результатов этих преобразований. Принимаемые сегодня решения в сфере образования определят нашу жизнь на многие годы вперед.



Добавить комментарий

Войти через соцсети