Покупка бизнеса

Продолжение.
Начало в №08 (157), август 2012

Открыть бизнес с нуля – задача далеко не из простых. В этом случае необходимо просчитать все возможные нюансы нового дела, учесть вероятные риски и быть готовым к тому, что новый бизнес может прогореть, если не проявлять должного внимания к его развитию. Вот почему многие начинающие предприниматели решают для себя: «Куплю готовый бизнес». И действительно, почему бы и нет? Главное, подойти к реализации этой идеи с умом.

Сегодня любой человек, решивший приобрести бизнес, обладает неплохим выбором и может купить именно то, что в большей степени ему подходит. Покупка готового бизнеса дает предпринимателю долю уверенности в том, что он может рассчитывать на некую стабильность будущих доходов. И это самый важный момент, на который следует обращать внимание при покупке готового бизнеса. Также новому руководителю не придется тратить время на поиск и покупку торгового или иного оборудования, помещения, а также на набор грамотного персонала. Все это уже имеется у продаваемой организации. Эти нюансы лишний раз говорят о том, что покупка готового бизнеса является в сегодняшней экономической ситуации более чем оправданной и актуальной.

Однако покупка бизнеса не сопоставима в целом с покупкой каких-либо иных товаров и услуг, поэтому и способы покупки бизнеса весьма отличаются от традиционных.

Существуют несколько форм покупки (продажи) бизнеса.

Первой и основной формой является замена участников в юридическом лице, владеющем бизнесом.

Второй способ – создание нового юридического лица и передача ему активов, связанных с приобретаемым бизнесом.

Третий способ – продажа предприятия как имущественного комплекса. Однако таких случаев немного.

Четвертый способ – это продажа через ликвидацию.

Покупка готового бизнеса всегда сопряжена с той или иной долей риска. Как можно уберечься от непредвиденных неприятностей и избавиться от ощущения, что покупаешь «кота в мешке»?

Одна из главных угроз для покупателя готового бизнеса – преувеличение продавцом компании ее доходов и даже их фальсификация. Риски можно значительно снизить, подключив к процессу третью сторону, которая будет заниматься разработкой и приведением в действие плана проверки бизнеса. К сожалению, не существует каких-либо универсальных технологий – для каждой компании применяется индивидуальная схема.

Часто бывает, что хозяин, избавившись от одной фирмы, открывает точно такую же. Часть клиентов проданной компании при этом перейдет за ним. Такая схема действий особенно популярна, если фирма работает в сфере услуг или электронной коммерции.

Помочь в такой ситуации может заключение «соглашения о неконкуренции». Суть его в том, что продавец бизнеса берет на себя обязательство не работать на том же рынке, что и его бывшая фирма, в течение определенного времени не только в качестве создателя собственного предприятия, но и как наемного руководителя.

Подобные соглашения широко распространены и реально работают во многих странах. Однако в силу несовершенства российского законодательства этот документ не будет иметь юридической силы, а только окажет психологическое влияние на продавца бизнеса.

Еще одной проблемой, которой опасается большинство приобретателей промышленных предприятий, является вывод активов компании бывшим собственником. Существует простой путь решения этой проблемы: все серьезные решения, касающиеся судьбы компании, должны приниматься с участием двух сторон – покупателя и продавца – и скрепляться их подписями.

Зачастую компания имеет скрытые долги, и об этом становится известно уже в процессе ее предпродажной подготовки. В то же время компания может иметь забалансовые обязательства, о которых не известно ее собственнику или которые он скрывает.

Пример такого обязательства: руководитель продаваемого бизнеса получает денежные средства от имени компании под расписку.

К сожалению, обнаружить подобного рода обязательства, которые были выданы в нарушение действующего законодательства, невозможно до тех пор, пока не поступит требование кредитора. Однако если это случится после смены собственника, то возвращать долг будет уже новый владелец.

Механизм защиты в таких случаях применяется следующий. Перед продажей компании все должностные лица, имевшие право подписи в течение последних трех лет, должны предоставить личные расписки такого содержания: они не оставили долгов от имени компании, а если таковые появятся, то несут личную материальную ответственность.

Успешной сделке может помешать и то, что продается компания, заведомо не имеющая перспектив развития. Например, помещение, которое она занимает, идет под снос или собственник здания не намерен продлевать договор аренды.

Информацию о предназначенных под снос зданиях можно найти в официальных источниках. Также перед покупкой готового бизнеса инвестор должен встретиться с арендодателем. Кроме того, нелишним будет заключение нового долгосрочного арендного соглашения.

Есть мнение, что покупка готового предприятия связана с большим количеством рисков, и гораздо надежнее создать бизнес с нуля. Заметим, что любая медаль имеет две стороны и новый бизнес несет в себе рисков ничуть не меньше.



Добавить комментарий

Войти через соцсети