О сокращении отчетности, предоставляемой образовательными учреждениями

Деятельность любой организации сопровождается созданием и использованием документов. Для обеспечения делопроизводства необходимы кадровые, материальные, финансовые и иные ресурсы. Как и в других отраслях, в сфере документационного обеспечения управления существуют определенные принципы, правила, закономерности, и игнорирование их приводит к дефициту ресурсов, нарушению ритма работы, снижению эффективности деятельности организации и т.д.

В последние годы возросло количество обращений работников сферы образования, поступающих в адрес Министерства образования и науки РФ и касающихся непомерно большого количества запросов, на которые приходится отвечать образовательному учреждению.

Вообще, в сфере образования перемещается и используется огромное количество документов, работа с такими объемами привычна, и персонал относится к ее выполнению с должным профессионализмом и терпением.

Тем более примечательно, что недовольство возросшим количеством запросов приобрело всеобъемлющий характер, что вынудило Минобрнауки России совместно с экспертными организациями и представителями Ассоциации директоров школ провести соответствующий опрос общеобразовательных учреждений 13 субъектов РФ, по результатам которого было подготовлено письмо от 12 сентября 2012 г. №ДЛ-150/08 «О сокращении объемов и видов отчетности, предоставляемой образовательными учреждениями».

Опрос показал, что основной объем запросов информации (60%) от общего потока документооборота общеобразовательных учреждений составляют запросы, которые уже предоставлялись в формах статистической отчетности, дублирующие запросы в рамках федеральных мониторингов, неправомерные запросы и прочий информационный шум.

В самой сфере управления образованием создается и обрабатывается до 80% запросов, на которые требуется ответ от образовательного учреждения, около 20% необоснованных запросов поступает от иных органов и организаций.

Впрочем, как сама тенденция, так и ее негативное влияние были хорошо известны и до появления вышеупомянутого письма. Например, в департаменте образования и науки Приморского края с 2005 г. по 2010 г. количество входящих документов увеличилось в 1,5 раза и превысило 5 тысяч в год, а количество исходящих – в 2,7 раза и практически достигло 9000 в год.

В результате каскадной рассылки запросов по линии органов управления образованием: федерального, краевого, муниципального уровня, и далее – в образовательные учреждения, огромное количество работников задействовано, как теперь оказывается, в сомнительном по своей необходимости процессе подготовки информаций и ответов на запросы.

Далее, процитируем письмо без комментариев: «В целях сокращения объемов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчетности Минобрнауки России со своей стороны планирует отказаться от дублирующих запросов в их адрес, а также унифицировать федеральные мониторинги («Наша новая школа», «Модернизация региональных систем общего образования»). В течение года Министерство реализует введение в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, позволяющей консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную информацию об образовательных учреждениях».

В письме также содержатся рекомендации по 12 пунктам органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Одна из рекомендаций: «Указать администрации общеобразовательных учреждений, что в случае получения ими неправомерных запросов и с целью пресечения такой практики необходимо направлять указанные запросы учредителю общеобразовательного учреждения». Нетрудно предугадать, какова будет реакция учредителя.

Итак, на существование проблемы обращено внимание на федеральном уровне, что уже настраивает на ожидание положительного эффекта. Однако этот эффект может быть незначительным, поскольку письмо имеет констатирующую и рекомендательную направленность. Кроме того, этот документ ведомственный, и он не касается значительного количества запросов, которые вращаются за пределами системы образования и направляются органами исполнительной и законодательной власти, правоохранительными структурами и т.д.

Один из возможных путей решения рассматриваемой проблемы – повышение самостоятельности и ответственности образовательных учреждений, их автономизация.

Снижение роли бюрократической составляющей с успехом демонстрируют частные образовательные учреждения. Чтобы быть конкурентоспособными, частные учреждения стараются избегать ненужных затрат, придерживаясь при этом установки на обеспечение качественного образования.

В НОУ ВПО «Открытый институт» этому способствует использование современных дистанционных образовательных технологий, организация самостоятельной работы студентов через механизмы разработки индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных графиков, обучение по сокращенным и ускоренным образовательным программам.

Институт имеет государственную аккредитацию, а его выпускники получают диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца.



Добавить комментарий

Войти через соцсети