Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков

Обязательное страхование – форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона.

Обязательное страхование устанавливается для регулирования общественно значимых отраслей. В последние годы законодатель последовательно расширяет сферы обязательного страхования, так в 2004 году – введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), в 2012 году – введено обязательное страхование особо опасных производственных объектов (ОСОПО).

В настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе – отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Законодательство о страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами имеется во многих странах мира, в том числе и у транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова). Их опыт показывает, что обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами дает положительный результат как в плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 14.06.2012 №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Законом устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, за исключением такси.

    Законодательно предусмотрены высокие страховые суммы, так:
  • по риску ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего страховая сумма должна быть установлена в размере не менее чем 2025000 рублей на одного пассажира;
  • по риску ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем 2000000 на одного пассажира;
  • по риску ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего в размере не менее чем 23000 рублей на одного пассажира.

В случае если пострадавшему данных сумм будет недостаточно, необходимо обращаться к лицу ответственному за причиненный ущерб, в порядке, предусмотренном гражданским кодексом.

Страховая премия по обязательному страхованию будет определяться по соглашению сторон договора обязательного страхования. В настоящее время проект Постановления правительства о страховых тарифах находится на согласовании в Минфине. Тариф устанавливается для различных видов транспорта, из расчета на одного пассажира. При этом Правительством не будет установлена фиксированная величина, будет установлена «вилка» тарифа.

Закон имеет выраженную социальную направленность, так, с заявлением о страховом случае потерпевший вправе обратиться на выбор: к страховщику, перевозчику или в случае отсутствия представителя страховщика по месту жительства потерпевшего – в любую другую страховую организацию, имеющую право на данный вид страхования.

    Также, установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате. Потерпевший получит страховую выплату, также:
  1. при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика;
  2. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  3. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  4. при наступлении страхового случая вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика;
  5. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей.
    При этом у страховой компании возникнет регрессное право к перевозчику.

До 1 января 2013 года, перевозчики должны заключить Договор обязательного страхования, поскольку Ространснадзор начнет производить проверку заключения договоров транспортными организация, а с 1 апреля 2013 г. получит право привлекать к административной ответственности. Согласно поправкам в КоАП, штраф за перевозку пассажиров без договора страхования, для должностных лиц составит от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. К административной ответственности будут привлекаться и водители – штраф до 5000 рублей.



Добавить комментарий

Войти через соцсети