Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Об организации самостоятельной работы обучающихся: использование учебных изданий

В предыдущей публикации (журнал «Клуб директоров» №9 (158)) были рассмотрены некоторые вопросы организации самостоятельной работы студентов в части нормативного регулирования, форм и условий ее осуществления.

Известно, что эффективность самостоятельной работы обучающихся зависит от их подготовленности к данной форме учебного труда.

Общеучебные умения и навыки учебного труда (компетенции) могут формироваться и развиваться на протяжении различных этапов жизни.

На раннем этапе развития и обучения у детей закладываются начальные (базовые) умения: чтение, письмо, счет, восприятие речи и т.д.

Целенаправленная работа по формированию учебно-организационных умений способствует овладению следующими их видами: понимание задач учебной деятельности, которые ставит преподаватель; умение намечать собственные цели и задачи, планировать учебную деятельность, выбирать и создавать для ее осуществления подходящие условия - и этот перечень может быть продолжен.

Для организации самостоятельной работы также важны учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и коммуникативные умения.

В этой связи общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза, нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего профессионального образования.

Например, по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» ФГОС устанавливает следующие требования: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и т.д.

При рассмотрении вопроса об использовании различных источников информации для организации самостоятельной учебной деятельности, с целью получения представлений об их классификации, можно обратиться к ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения». Классификатор видов и подвидов изданий насчитывает почти два десятка позиций.

По классификации, связанной с целевым назначением, учебными являются «издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста и ступени обучения», а именно: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник, учебная программа, учебный комплект. Каждый вид учебного издания имеет специфическое содержание и предназначение.

В процессе получения образования используются также другие виды изданий: официальные, научные и научно-популярные, производственно-практические (в том числе нормативные), справочные, информационные и иные.

Обучающемуся, особенно при подготовке выпускной квалификационной работы, целесообразно ознакомиться и с другими классификаторами: видами изданий по периодичности, составу основного текста, знаковой природе информации, по характеру информации.

Для эффективной работы с большими объемами информации используются библиографические издания и указатели, обзорные и реферативные издания (по классификатору, связанному с характером аналитико-синтетической переработки информации).

Издания, для использования которых необходимы средства вычислительной техники, относятся к электронным и описаны в ГОСТ 7.83-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

В библиотеке НОУ ВПО «Открытый институт» имеются различные виды изданий, широко представлены их электронные версии, организован доступ к электронно-библиотечной системе book.ru - онлайн библиотеке актуальной учебной и научной литературы. В данной библиотеке представлены издания, соответствующие ФГОС и отвечающие требованиям современного читателя. Доступ к библиотеке рассчитан на неограниченное количество обращений студентов и читателей из любой точки мира по сети Интернет. Для обучающихся и сотрудников НОУ ВПО «Открытый институт» выделено 100 слотов одновременного доступа.

В НОУ ВПО «Открытый институт» широко используются возможности организации самостоятельной работы студентов через механизмы разработки индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных графиков, обучение по сокращенным и ускоренным образовательным программам.

Умение студентов организовывать самостоятельную деятельность способствует подготовке выпускной квалификационной работы, после защиты которой выпускники НОУ ВПО «Открытый институт» получают диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, поскольку вуз имеет государственную аккредитацию.


Киселев Евгений Юрьевич

Должность:
проректор по научно-методической работе НОУ ВПО «Открытый институт», кандидат химических наук, государственный советник Приморского края второго класса
Компания:
Открытый юридический институт
Сайт:
www.oji.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке