Перспективы развития

Накануне Саммита АТЭС стало модным говорить о перспективах развития Владивостока. Только ленивый на отвечал ещё на вопрос: «Есть ли жизнь после Форума АТЭС»? Оценки разнятся от оптимистично-властной до бизнес-пессимистичной. Время покажет, кто прав. Своей точкой зрения с редакцией «КД» поделился Евгений Викторович Быков, генеральный директор ООО «Транспорт Лидер».

– Евгений Викторович, какие перспективы, по-вашему, открывает перед городом Саммит АТЭС? Как на вашем бизнесе отразилась подготовка к нему?

– Если говорить о Владивостоке, то Саммит хорошо сказывается на городской инфраструктуре. Но местный бизнес почти ничего с этого не получил, да и вряд ли получит. Сами по себе мосты, фасады и тротуары денег не приносят. Их генерирует бизнес. Если говорить конкретно о нас, то во время подготовки к Форуму мы завозили сюда и вывозили отсюда строительную технику. Сейчас занимаемся доставкой автомобилей и пассажирского транспорта для гостей Саммита. Но если говорить о дальнейших перспективах, то для транспортно-экспедиторских компаний это мероприятие пока не дает ничего.

Хорошо, конечно, что Правительство обратило внимание на регион. Во многом это связано и с нашей удаленностью от центра, и сильными протестными настроениями. Но те меры, которые оно предпринимает, не всегда ведут к развитию именно нашего региона.

– Можете как-то конкретнее пояснить этот момент?

– Возможно, я сейчас приведу не совсем корректный пример, но все же. На период введения запретительных пошлин на ввоз автомобили б/у только проводников в нашей компании было более 100 человек. И это не считая офисный и прочий персонал. То есть ещё вопрос, насколько создание рабочих мест в дальневосточных цехах по сборке автомобилей и запрет на ввоз б/у автомашин был выгодным для региона, если из-за этих мер работу потеряли десятки тысяч людей.

То же самое и со стройками Саммита. Подряды на них получили московские компании, рабочих везли с запада России и Средней Азии. Местный бизнес, если сравнивать в процентном отношении, был практически не задействован. И это не единичный пример. Москвичи, заходя на местный рынок, везут специалистов из Центрального региона. Ещё ничего, если это касается исключительно топ-менеджмента, у нас действительно нет специалистов такого уровня. Но везут и линейный персонал, и даже офис-менеджеров привозили.

При таком подходе все дивиденды с проектов уходят в Москву, а местные трудовые, финансовые, производственные ресурсы не используются и, соответственно, доходов не приносят.

– Как, по Вашему мнению, отразится на Приморье вхождение России в ВТО?

– Если говорить чисто теоретически, то позитивно. Присоединение к ВТО обяжет наше Правительство снизить таможенные пошлины на ряд товаров. Но, с другой стороны, может повториться ситуация с автомобилями, когда в ответ на обязательства снижения пошлин был введен так называемый утилизационный сбор. С одной стороны, он, конечно, выполняет протекционистскую функцию, искусственно поддерживая конкурентоспособность отечественных производителей. Но, с другой стороны, для Приморья его ввод обернулся значительными экономическими потерями, так как мы здесь в основном живем за счет транзита импортных грузов.

– Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

Для этого нужно, во-первых, если не остановить совсем, то хотя бы пытаться сократить миграцию. Отсюда уезжает тот самый «креативный класс», который и способен развивать регион. Во-вторых, нужно облегчить доступ к ресурсам. Многие уже годами пытаются получить федеральную региональную или муниципальную землю, недвижимость в аренду, получить подряды или поучаствовать в гос. закупках, но на каждом этапе сталкиваются с необоснованными барьерами или коррупцией. Правительство почему-то думает, что развитие малого и среднего бизнеса возможно без внимания Правительства, само по себе. Дмитрий Медведев заявляет, что теперь зарегистрировать фирму можно будет всего за пару дней и с телефона. Но и раньше особых проблем с регистрацией не было. А вот оформить в аренду муниципальную недвижимость или федеральную землю практически невозможно.

Если облегчить малому и среднему бизнесу процедуру оформления земли, недвижимости, участие в государственных и муниципальных тендерах, закупках и подрядах, то это значительно подстегнет его активность. По-моему, для стимуляции экономического развития нужно стремиться максимально перевести государственную собственность в частную. Но не так, как это было сделано с Первой грузовой компанией, у которой в собственности находились около двухсот тысяч вагонов, и которые были приватизированы целиком. В целях создания конкуренции и оживления рынка имело смысл разделить весь вагонный парк на определенные лоты – от 1000 до 10000 вагонов и продавать их разным организациям. Но в России все делается в интересах конкретных людей.

Также развитию Приморья может помочь создание транспортного коридора Корея – Европа с транзитом через Россию. Правда пока власть ограничивается лишь декларациями по этому поводу. Никаких финансовых или иных вложений ещё не сделано.

В целом, подводя итоги вышесказанному, приходишь к выводу, что в регионе, скорее всего, мало что изменится, если кардинально не изменится политика государства.



Добавить комментарий

Войти через соцсети