Реальный шаг ЦБ к реальному сектору экономики

По данным мартовского опроса в мониторинге Банка России приняло участие около 5300 предприятий из 79 субъектов Федерации. Количество участников в Приморском крае возросло до 100 предприятий промышленности, транспорта, строительства и торговли.

Руководители предприятий, участвующие в мониторинге более года, задают вопросы об эффективности данного проекта, о соотношении данных, получаемых в результате опроса и данных официальной статистики, о точности прогнозов и др.

Прошедший год наблюдений позволяет на некоторые из этих вопросов ответить. Но гораздо важнее посмотреть на результат с позиций цели проекта, которая теперь стала намного более понятной и ясной и для организаторов, и для участников мониторинга. Это, пожалуй, будет интересно и для новых респондентов и для тех, кто пока остается за пределами этого в некотором роде эксперимента. На что может рассчитывать каждое конкретное предприятие, если оно является участником мониторинга, кто выиграет в конечном счете – участник мониторинга или не участник? Аргументы могут быть разные и в пользу, и против участия. Данная публикация подготовлена на основе обзора прессы о банках и финансах, и каждый может делать вывод для себя сам. Но трудно не заметить позитивных тенденций последнего времени, как нельзя и недооценивать усилий Банка России по налаживанию взаимодействия с реальным сектором экономики.

Прогноз активизации в России инвестиционной деятельности строится на оценках роста ВВП на 4,3-4,6% по сравнению с предыдущим годом, ожидаемом уровне инфляция – не более 20%, росте курса доллара – не выше 32 рублей. Кроме того, на финансовом рынке предполагается плавное снижение доходности. На рынке акций – рост цен до конца года в 1,5-2 раза. Ставка рефинансирования Центробанка прогнозируется на уровне 18%.

Ориентир правительства на включение внутренних механизмов в инвестиционной сфере имеет реальное основание: остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБ на 10 апреля – 66,8 млрд. руб. Банковские вклады граждан России на валютных счетах в рублевом эквиваленте на 1 февраля составили 115,7 млрд. руб., рублевые сбережения превысили 218 млрд. руб.

Приняты новые правила регулирования деятельности банков, главная цель которых – избавиться от так называемых “проблемных банков”. Уже один факт предоставления в ЦБ фальсифицированной отчетности будет означать автоматический перевод банка из финансово-устойчивой группы в проблемную.

Все это свидетельствует о том, что постепенно формируются предпосылки – экономические, финансовые, организационные, – для проведения ЦБ активной кредитно-денежной политики, для создания благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Международный опыт показывает, что рефинансирование банков является весьма популярным инструментом проведения центральными банками кредитно-денежной политики. Так, в Японии три четверти кредитов ЦБ предоставляет через так называемое дисконтное окно. Залогом наряду с государственными ценными бумагами выступают коммерческие векселя и бумаги. Подобная картина наблюдается и во Франции.

В России идея возрождения практики кредитования Центробанком коммерческих банков обсуждается давно. В январе этого года и.о. президента Владимир Путин выделил среди направлений деятельности Центробанка в качестве приоритета рефинансирование банков под залог кредитных требований.

Разумеется, в вопросах денежно-кредитного регулирования у ЦБ есть и сегодня немало проблем. Несбалансированность финансовых рынков, невостребованность части ранее действовавших кредитно-денежных механизмов, таких как ломбардное кредитование или операции репо (соглашение об обратном выкупе, фактически – кредитование под залог ценных бумаг).

Сегодня Центробанк реально воздействует на кредитный рынок двумя способами: прямым ограничением кредитных возможностей банков (обязательным резервированием) и проведением депозитных операций. Прежние попытки ЦБ оживить финансовый рынок, к сожалению, терпели неудачи. Так, в проекте эмиссии облигаций Банка России, коммерческие банки не согласились выкупать облигации на предложенных условиях, чем и определили дальнейшую судьбу этих бумаг. Не начал функционировать рынок междилерского репо, который, по мнению экспертов, мог бы существенно повысить возможности банков по поддержанию ликвидности. Кредитные организации не могли использовать эти инструменты на предлагаемых ЦБ условиях, а он в свою очередь не мог эти условия улучшать.

Проект Банка России по созданию механизма рефинансирования кредитных организаций под залог векселей, прав требований по кредитным договорам и закладным разрабатывается с особой тщательностью. Экономическая сущность предложения состоит в том, что если у банка нет свободных средств, но есть неработающие активы, он может обратиться в ЦБ и под залог выданных средств получить кредит. Учитывая, что этот механизм соответствует декларируемым Центробанком целям, можно с определенной долей уверенности утверждать, что он будет запущен.

По заявлению главы Банка России Виктора Геращенко, рассматривается “возможность возвращения к идее проведения переучета векселей промышленных предприятий”.

В конце марта ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу объявило о запуске пилотного проекта “Стимулирование кредитования реального сектора”. Условия новой программы были официально озвучены на прошедшей конференции Ассоциации участников вексельного рынка. Первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова заявила в Думе, что Банк России планирует рефинансировать банки под векселя промышленных предприятий. Первые кредиты в рамках реализуемого в Петербурге пилотного проекта Банка России по рефинансированию коммерческих банков под залог векселей (вексельный проект) будут представлены уже в мае этого года. Центробанк намерен выступить в роли стимулятора кредитования предприятий промышленности, транспорта, связи и сферы строительства. Кредиты коммерческим банкам под залог векселей, требований по кредитным договорам и закладных будут выдаваться не более чем на 90 дней. В свою очередь коммерческие банки могут принимать от предприятий векселя со сроком обращения не более шести месяцев.

Действие этого проекта распространяется только на финансово стабильные банки и на те предприятия, которые попадут в “белый” список Центробанка. Формировать список планируется на основании особых критериев по методике анализа финансового состояния и платежеспособности предприятий и организаций.

Основу подобного анализа составляет, главным образом, “кредитная история” предприятия в коммерческом банке, а также результаты его участия в мониторинге.

Утверждается эта методика комитетом ЦБ по денежно-кредитной политике.

Таким образом, можно видеть, что:

  • предпринимаются реальные шаги по реструктуризации банковской системы;
  • постепенно восстанавливается финансовый рынок через активизацию сектора корпоративных обязательств;
  • происходит стимулирование экономической активности через расширение участия государства в капиталах отдельных банков;
  • начинается рефинансирование банков путем формирования рынка краткосрочных и долгосрочных обязательств;
  • мониторинг предприятий позволяет сформировать систему оценки платежеспособности предприятий.


Добавить комментарий

Войти через соцсети