Техосмотр – в чьих интересах?

Вопрос: С введением нового регламента технического осмотра, похоже, проблем меньше не стало, так ли это?

Действительно, анализ ситуации, сложившейся вокруг технического осмотра, оценка роли и места государства, Российского союза автостраховщиков, страховщиков, Федеральной службы по финансовым рынкам, операторов технического осмотра, и, конечно же, автовладельцев – тема отдельного разговора, во многом неприятного и скандального, о чем уже много написано.

Могу лишь резюмировать – с введением данного закона, на мой взгляд, наше государство сделало несколько серьезных шагов назад в отношении антикоррупционной и антимонопольной доктрины, и в целом в отношении движения в сторону правового цивилизованного общества. Увы, как это часто бывает, цели принятия закона – повышение безопасности дорожного движения, сокращение числа ДТП и в конечном итоге – забота о жизни и здоровье граждан – остались далеко в стороне.

Возникает вопрос – а зачем нужен такой техосмотр? Полагаю, что в таком формате это абсолютно бесполезное дело. Какие гарантии это дает на дороге другим участникам движения и пешеходам? Практически никаких, и аргументов тому масса, начиная с собственно процедуры прохождения техосмотра, ответственности операторов техосмотра (которую абсолютно нельзя зафиксировать и доказать), продолжая нашими дорогами, возрастом наших транспортных средств (ТС), заканчивая кодексом административных правонарушений и коррупцией во всех эшелонах власти. Для всех граждан и предпринимателей это попросту налог и ничего более.

    На мой взгляд, эффективнее были бы иные шаги:
  1. Отменить обязательную форму техосмотра, сделав ее добровольной. Любой нормальный автовладелец всегда должен проявлять должную заботу о ТС, иметь объективную возможность в любой момент объективно проверить техническое состояние автомобиля, прекрасно понимая зону своей персональной ответственности за аварии по причине технической неисправности ТС. Бытует мнение, что в любом случае техосмотр должен быть обязателен для особых категорий ТС: автобусы, большегрузные грузовики и т.п. – может быть, но это не должно исключать ответственность собственника ТС.
  2. Полагаю, колоссальной мотивацией осуществлять самостоятельный контроль над состоянием ТС со стороны автовладельца (помимо, конечно, общечеловеческих ценностей) будет являться введение новых крайне жестких финансовых санкций в отношении такого рода виновников ДТП. Помимо штрафов, ареста ТС, лишения прав управления и т.п., значительно должны быть расширены, в силу закона, компенсации пострадавшим, в том числе за причинение морального вреда, утраты товарной стоимости ТС и т.п. Да, угроза многомиллионных санкций, полагаю, лучше, чем любой талон техосмотра и инспектор на дороге заставит человека задуматься над потенциальной угрозой и обяжет его неформально относиться к техническому состоянию своего ТС. Конечно, для реализации такого подхода понадобится ряд законодательных актов и, в том числе, институт аккредитованных экспертов по установлению характера и причин технической неисправности ТС и т.п.
  3. В помощь автовладельцу наверняка будут разработаны специальные страховые программы и страховщики (помимо ОСАГО) могут предоставить серьезные финансовые гарантии в отношении компенсации вреда имуществу, жизни и здоровью потерпевших в формате добровольного страхования. Приблизительно так происходит в цивилизованных странах.
  4. Крайне важна и политика государства, автодилеров, направленная на стимулирование граждан и предприятий по приобретению новых ТС. Совершенно очевидно, что один из важнейших факторов значительного числа ДТП по причине технической неисправности – это возраст ТС в России. Если бы при этом государство предоставляло бы налоговые льготы владельцам новых ТС (а не наоборот, как сейчас), а автодилер имел бы возможность продавать новые ТС (взамен переданных собственником подержанных ТС) со значительной скидкой – полагаю, это также серьезно ускорило бы обновление автопарка, а значит объективно снизило бы риск аварий по причине неисправностей авто. Конечно, скорее всего, это дело достаточно далекого будущего, но чтобы оно приблизилось, этим надо заниматься сегодня.

Искренне надеюсь, что когда-нибудь в нашем государстве, в первую очередь, во главе приоритетов власти и законов будет находиться главная ценность любого цивилизованного общества – гражданин, его благо и безопасность.



Добавить комментарий

Войти через соцсети