ПТЭК и проект

Юрий Авдеев,
директор Азиатско-Тихоокеанского
Института миграционных процессов, к.э.н.

Посещение вице-премьером приграничного комплекса «Пограничный-Суйфэньхэ» вселяет надежду: здесь будет не только торговля, но и другие проекты приграничного взаимодействия.

Что здесь происходило в последние двадцать лет? В 90-х китайские товары пошли на наши рынки. По инициативе российского бизнеса в 1998-1999 гг. были подписаны межправительственные соглашения о расширении приграничного сотрудничества. Были выделены с российской и китайской стороны территории, прилегающие к границе. Их обустроили в соответствии с требованиями к госгранице. Китайцы вложили в инфраструктуру более 120 млн. долл., россияне – порядка 10 млн. долл. Разница не столько в объемах, сколько в распределении рисков. Там их разделило государство (100 млн. долл. кредит), на нашей стороне риски легли на плечи бизнеса.

За два года выросли гостиницы, выставочные комплексы, дороги (разумеется, по деньгам). Оставалось решить простой вопрос: открыть калитку. Но заканчивается 2011 г., а зачем все это затевалось – непонятно. У наших соседей отель, торговый и выставочный комплекс работают, ярмарки, научные конференции, концертные программы (с участием россиян). А для российского бизнеса даже собранная без единого гвоздя церквушка не смогла оградить от напастей своих создателей. Единственное, что исправно работает на нашей территории, так это фискальная система: у вас земля, у вас недвижимость – будьте любезны, платите налоги.

Возможно, нынешний визит вице-премьера изменит ситуацию. А нужно всего-то вынести пункт пропуска непосредственно на границу, обеспечить проход граждан в зону и дать возможность проявиться в ней предпринимательской инициативе. Инициатива вкупе с конкуренцией за потребителя, где возможности чиновников будут ограничены, позволит бизнесу быть не менее эффективным, чем у наших соседей.

Проект, который напрашивается в зоне «Пограничный-Суйфэньхэ» (ПТЭК), – обустройство площадки для «предпродажной» подготовки рабочей силы, направляющейся на работу в Россию, в Приморский край. Почему работодатель должен брать издержки по определению качества рабочей силы? Почему проблемы трудовых мигрантов нужно решать на нашей территории? Почему не перенести процедуру оформления разрешительных документов в «буферную» зону? Почему бы не организовать площадку для встречи работодателя с потенциальным работником?

Последние пять лет на уровне самоорганизации во Владивостоке формируется система управления миграционными потоками. Это и Консультационный Центр по вопросам миграции и межэтнических отношений с Общественной приемной в тесном контакте с национальными диаспорами. Это и Фонд правовой поддержки, специализирующийся на консультировании работников и тех, кто их нанимает. Он осуществляет их связь с Управлением Федеральной миграционной службы. Это и Информационно-кадровое агентство с функцией согласования спроса и предложения на рабочую силу. Это и Азиатско-Тихоокеанский институт миграционных процессов – аналитический центр, отслеживающий тенденции миграционных процессов. Значительная часть этой работы может быть перенесена на создаваемую площадку, или, во всяком случае, накопленный опыт может быть полезен при ее организации.

Какую функцию может выполнять площадка ПТЭКа? – По существу, это может быть Центр адаптации мигрантов, желающих работать на российской территории. Основная часть трудовых мигрантов, направляющихся в Россию, проходит здесь тестирование, адаптацию и процедуру оформления разрешения на работу в данном Центре.

Здесь же работник через квалифицированных сотрудников Центра может заключать договор с работодателем. Российская же сторона берет на себя обязательство обеспечить Центр квалифицированными юристами, преподавателями русского языка, специалистами по оценке профессионального уровня работника, психологами, а также представителями миграционной службы, медицинскими работниками. Другими словами, функционирование Центра обеспечивается необходимым и достаточным набором специалистов, задача которых заключается в подготовке и передаче работодателю полностью оформленного работника.

В Центре целесообразно предусмотреть обучение русскому языку молодежи, которая нацелена на поступление в наши вузы. Здесь же можно было бы организовать профессиональную подготовку специалистов (сварщики, каменщики, плотники и т.д.), а также тестирование и оценку уровня профессиональной пригодности будущего работника. Такой Центр видится в качестве своего рода островка русской культуры и профессиональной подготовки в непосредственной близости от китайской территории. Мигранты, которые сюда приходят, сразу должны ощутить атмосферу доброжелательного и заинтересованного в них отношения. Вместе с тем, здесь осуществляется жесткий и конкурентный отбор: ты лучше учился, лучше продвинулся в языке, более профессионально подготовлен, значит, и работа тебя ждет более престижная, высокооплачиваемая, гарантированная и защищенная от любого произвола работодателя.

Решение проблем видится в смене постановки вопроса: это не просто торговля, продвижение товара от производителя к потребителю. Это, если хотите, поиск совместных решений обоюдоострых проблем: там – избыток рабочей силы, безработица, здесь – дефицит кадров, потребность в дополнительной рабочей силе. Это то, что может нас объединять, и здесь ведется поиск путей взаимодействия. Ключевыми словами здесь являются «содружество» и «содействие». А начать реализацию такого подхода можно через создание Центра социально-культурной адаптации на приграничной территории с эффективным использованием созданной инфраструктуры Приграничного торгово-экономического комплекса «Пограничный-Суйфэньхэ».



Добавить комментарий

Войти через соцсети