Проблемы российского менеджмента

Продолжая размышлять по поводу неэффективности российского менеджмента, необходимо сделать следующий шаг – искать реальные варианты выхода из управленческого тупика, в котором мы оказались в силу разных причин, из которых можно выделить главную – НЕСИСТЕМНЫЙ, НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ, НЕНАУЧНЫЙ подход к формированию УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ нации. Превратив менеджмент в красивую сказку о невероятно простых управленческих действиях и в миф об идеально эффективных предприятиях, возглавляемых СУПЕРМЕНЕДЖЕРАМИ, родоначальники НАУКИ об УПРАВЛЕНИИ и их последователи почти не уделяли внимания ЧЕРНОМУ труду управленцев, замешанному на ПОТЕ, ТАЛАНТЕ, ВОЛЕ, ЭНЕРГИИ и прочих уникальных человеческих качествах. Это, естественно, привело к тому, что сложившиеся стереотипы о поверхностности и вседоступности профессии менеджера, прочно вписались в ментальность российских людей и потребуется много времени, чтобы изменить отношение к содержанию управленческой деятельности.

Из двух возможных сценариев изменения ситуации – РЕВОЛЮЦИОННОГО и ЭВОЛЮЦИОННОГО, по всей видимости, необходимо ориентироваться на эволюционирование представлений о менеджменте. При этом, обращая внимание на такой ключевой фактор, как МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ менеджмента, мы вправе развивать далее мысль о МНОГОФУКЦИОНАЛЬНОСТИ управленческого труда, что дает нам основание претендовать на принципиальный пересмотр отношения к СОДЕРЖАНИЮ управленческой деятельности и КАЧЕСТВУ подготовки менеджеров высшей квалификации. По сути, это МНОГОБОРНАЯ подготовка, ибо качественные составляющие менеджмента разнообразны и их бесконечно много, что подтверждается незаконченностью формулы КАЧЕСТВА менеджмента в России, которое, в одном из своих вариантов, может быть представлено следующим образом:
(К – качество)

Размышляя о первой составляющей формулы (К упр.образования), следует исходить из того, что общепринятое определение <МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ>, установило планку мирового качества образования на высоком, понятном, оформленном соответствующими документами уровне и что именно этот стандарт определяет сегодня траекторию движения российского образования вообще и управленческого образования в частности. К сожалению, наличие эталонных международных образовательных ориентиров пока не оказало какого-либо существенного влияния на качество управленческого образования в России. Может быть, первые шаги в этом направлении, в исполнении РАБО (Российской Ассоциации Бизнес-Образования) в деле реализации Проекта MBA, будут реализованы на базе лучших российских ВУЗов и изменят ситуацию к лучшему? Окажутся ли среди них образовательные предприятия Приморского края и г. Владивостока, покажет время.

Как бы то ни было нас неизбежно ожидает переход в НОВОЕ КАЧЕСТВО, которое возможно только в процессе освоения ПОЛЯ ПРАКТИК в соответствии с логикой перехода на МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ: Утверждение 1 – Кадры высшей квалификации могут быть подготовлены только кадрами высшей квалификации.

Утверждение 2 – Менеджеров высшей квалификации может подготовить образовательное предприятие, менеджмент которого находится на высоком качественном уровне.

Профессиональных качеств Профессорско-Преподавательского Состава (ППС), которые зависят в том числе и от менеджмента самого образовательного предприятия, в силу оторванности от реальной управленческой практики в настоящее время явно недостаточно для подготовки КАЧЕСТВЕННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ. Но и само КАЧЕСТВО менеджмента образовательных предприятий оставляет желать лучшего и представляет собой весьма интересный объект для исследования и приоритетное направление деятельности для ТОП-менеджеров этих предприятий.

Интересно, что процессы реформирования менеджмента образовательных предприятия почти не исследуется, с чем нельзя согласиться, ибо именно научные исследования являются алгоритмом качественных изменений в менеджменте образовательных предприятий. Логику формирования менеджмента НОВЫХ образовательных предприятий закладывает утверждение о том, что именно образовательные предприятия в большей степени, чем другие, вписываются в контур понятия ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ИП). Понятие ИП появилось в литературе по менеджменту в конце XX-го века как реакция мирового сообщества на процессы интеллектуализации общества, технологизации и глобализации сферы человеческого развития.

Появились и первые определения ИП, как предприятий, которые способны развивать у себя базовые способности, основанные на знаниях.

Схема перехода от Традиционного образовательного предприятия к Интеллектуальному образовательному предприятию может быть представлена известной схемой ШАГА РАЗВИТИЯ (Рис. 2)

Базовой характеристической особенностью образовательных ИП является, в первую очередь, интеллектуальный потенциал сотрудников, студентов и ППС. Далее этот характеристический ряд можно продолжить – нестандартный продукт, корпоративная культура, активные и адаптивные образовательные технологии, креативный менеджмент, перманентная рефлексия, групповая динамика, пионерный поиск, гуманитарные технологии и т.д. Проектируя свой новый образ в виде ИП, образовательное предприятие оформляет характеристики своих элементов с позиций опять-таки более высокого качества.

Технологически ПРОСТРАНСТВО КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИП, отличных от качественных характеристик традиционного предприятия, можно представить таблично, и набора этих характеристик первоначально вполне достаточно для того, чтобы формировать ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДЫ к НОВОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (см. табл.).



Добавить комментарий

Войти через соцсети