Играем по правилам ФНС

Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ истребование документов (информации) может быть произведено в рамках любого мероприятия налогового контроля, порядок процедуры истребования закреплен нормами ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ. Если истребование документов производится в рамках камеральной проверки, должен быть соблюден установленный ст. 88 НК РФ порядок ее проведения. Обратите внимание: истребование документов может быть произведено только после истребования пояснений, которое осуществляется на основании п. 3 ст. 88 НК РФ.

    Согласно указанной норме требование налогового органа о представлении в течение 5 дней необходимых пояснений направляется, если камеральной налоговой проверкой выявлены:
  • ошибки в сданной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Если ошибки или несоответствия налоговым органом не выявлены, требование о представлении пояснений (документов) является неправомерным. Представление регистров учета, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, в этом случае является правом, а не обязанностью налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Судебная практика также подтверждает, что если налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, то оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Установление соответствия представленной отчетности первичным документам – это предмет выездной налоговой проверки (Пост. Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 №7307/08, ФАС ЦО от 18.01.2010 №А35-2477/2009-С21, ФАС СЗО от 30.08.2010 №А56-6130/2010, ФАС ЦО от 22.10.2009 №А36-1086/2009 и др.).



Добавить комментарий

Войти через соцсети