Из истории ювелирного дела России

В России драгоценные камни были не только символом красоты – с их помощью символам верховной власти придавалась еще большая значимость. В ХIV-XVI веках символы верховной (царской) власти – скипетр, корона, держава, царский жезл украшались многочисленными камнями. Ярчайшим образцом такого искусства является “Шапка Мономаха”. Ее верх обильно покрыт драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами, рубинами, турмалинами и жемчугом. “Шапкой Мономаха”, как символом высшей государственной власти на Руси, венчали на царство всех московских великих князей. Огромные богатства собрал в Кремле Иван IV (Грозный). Изделия с бирюзой, кораллами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями пополнили при нем царские кладовые. Изготовленная в 1552 г. в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного “Шапка царства Казанского” являет собой пример удачного сочетания восточного и русского искусства: на золотой тулье выполнен резной орнамент с кокошниками в русском стиле, отделана же она жемчугом, гранатами и бирюзой – камнями, которые любили использовать ювелиры Востока.

В конце XVII века русскими мастерами-ювелирами было изготовлено несколько уникальных символов царской власти – “Шапка Мономаха” второго наряда, две “Алмазные шапки”, новые держава, скипетр, посох, бармы и другие изделия, ныне находящиеся в Оружейной палате в Кремле.

Для русской императрицы Анны Иоановны в 1730 году сделана корона, для оформления которой были использованы 2536 бриллиантов и более двух десятков больших цветных драгоценных камней. Корону венчает крест с бриллиантами и большой турмалин.

В Оружейной палате выставлены также разнообразные изделия, принадлежавшие русским царям и представителям русского боярства: трон Бориса Годунова, кресло-трон Михаила Федоровича, “Алмазный трон” царя Алексея Михайловича.

Исследования наших дней показали, что в изделиях с драгоценными камнями, изготовленных до XVII века, были использованы камни, которые привозились из-за границы. Академик А.Е. Ферсман писал, что в тот период русской истории добыча русских самоцветов и русского камня для ювелирных изделий еще не велась. Он считал, что цветные камни в XIII-XVI веках Россия получала из Византии и с Востока. Добыча русских самоцветов началась около середины XVII века. В это время на Урале был обнаружен малахит, а в конце XVII века по рекам Восточной Сибири были открыты месторождения агатов, халцедонов, яшмы и сердоликов. При Петре I развитие “черного дела” получило мощный импульс, так как царь лично следил за поисками и добычей драгоценных камней. В период его царствования были открыты месторождения горного хрусталя, аметистов, бериллов и других самоцветов. Уральские самоцветы приобрели широкую известность.

В 1725 г. Петр I повелел построить в Петрограде мельницу “для обработки и полирования самоцветов и стекол”, которая, по словам академика Ферсмана, “… в течение двухсот с лишним лет … была рассадником культуры камня, школой художников и мастеров”.

При Екатерине II искусство обработки драгоценных камней получило дальнейшее развитие. На Урале, на берегу реки Исеть, в 1774 году была построена Екатеринбургская гранильная фабрика, а позднее на Алтае в Колывани – Колыванская шлифовальная. Во второй половине 18 века кустари-камнерезы стали гранить бериллы, топазы, полировать яшмы, малахит и другие минералы. Алтайские и забайкальские умельцы их цветного камня исполняли редчайшей красоты изделия – вазы, столешницы и др., которые получили всемирное признание.

В 20-е – 50-е годы прошлого столетия в России были открыты месторождения изумрудов, топазов, рубинов, хризолитов, алмазов и других драгоценных камней.

Искусство обработки камня в России в XIX веке достигло очень высокого уровня. При постройке известных всему миру дворцов Петербурга (Зимнего, Строгановского, Мраморного, Царского села, Петергофа, Павловска), а также соборов (Исаакиевского, Петропавловского и др.) были использованы разнообразные цветные камни России и других стран (мрамор, яшма, кварцит, малахит, лазурит, родонит и др.). Из Уральского малахита были изготовлены замечательные вазы, столешницы, подсвечники, письменные приборы и другие изделия, пользовавшиеся повышенным спросом как в России, так и на Западе.

На I Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году русская экспозиция ювелирных изделий и драгоценностей пользовалась заслуженным успехом. Многие русские изделия и камни получили призы.

Среди ювелирных фирм России во второй половине XIX века выделилась фирма, основанная в 1848 г. в Петербурге Карлом Фаберже, работали крупные ювелирные мастерские того времени (Реймер, Гольстрем и Коллин), изделия которых отличались четким рисунком с рельефными деталями. В изделиях Фаберже использовали нефрит, яшму, горный хрусталь, лазурит и различные кварцы. Многие изделия мастерские Фаберже делали по заказам членов царской семьи.

На Всемирной выставке в Париже русские художественные изделия из камня имели большой успех. Фирма Фаберже после этой выставки открыла свое отделение для обслуживания стран Запада и Востока.

В конце XIX века был осуществлен синтез драгоценных камней группы корунда, и с 1902 года на рынок начали поставляться синтетические рубины, а немного позднее – сапфиры и шпинель. Это дало новый толчок развитию производства изделий из ювелирных камней. Но появление в большом количестве синтетических камней на рынке не снизило, а значительно повысило роль и стоимость природных ювелирных. В 70-е – 80-е годы нашего века стоимость ювелирных алмазов увеличилась почти в три раза. Украшения из драгоценных природных камней по-прежнему ценятся очень высоко, а в дальнейшем их стоимость будет только возрастать. После открытия якутских месторождений алмазов, а в последние годы и месторождений алмазов в Архангельской области в нашей стране была организована огранка ювелирных алмазов в бриллианты.



Добавить комментарий

Войти через соцсети