Риски для бизнеса и как их сократить

Юрий Авдеев, консультант

Говорят, что незнание закона не освобождает от его исполнения. С другой стороны, в последние годы у нас появился не менее популярный афоризм: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Таким образом, в стране есть люди, деятельность которых сводится к попыткам регламентировать нашу жизнь, обставляя их новыми и новыми законодательными актами, которые другими иначе как рогатки, препятствия не воспринимаются. Эта группа людей, энергию которых пытаются загнать в прокрустово ложе закона, свои усилия направляют на поиски либо щелей в законодательном нагромождении, либо просто их игнорируют, то есть не исполняют. Но рискуют они и в том и в другом случае.

Нет какого-то общего рецепта, как вырваться из тисков этих ограничений. Кто-то тихо ищет себя в тех сферах, куда еще законодатели не добрались, кто-то просто плюет на все и уезжает делать бизнес за рубежом, а кто-то (нужно полагать, от полного отчаяния) вторгается в политику в надежде на изменение правил игры.

Одной из таких опасных сфер для бизнеса является использование иностранной рабочей силы. Об этом мы уже писали, кое-кто даже принимал участие в нашем обучающем семинаре-практикуме, где классные специалисты показывали, как не наткнуться на подводные камни часто не стыкующихся между собой законов и поправок к ним в части привлечения иностранцев для работы на своем предприятии. Сегодня же хотелось бы обратить внимание на такие аспекты в этой сфере, которые вроде как де-факто существуют, а де-юре практически не прописаны. Речь идет об использовании заемной рабочей силы и возможности не вступать в противоречие с законами.

Но для начала обращаем внимание работодателей, а именно на них ориентированы наши рекомендации, что «незнание» миграционного законодательства является не столько вашей виной, сколько бедой. Можно ли, профессионально занимаясь строительством, транспортными перевозками либо сельским хозяйством, отслеживать те изменения, которые происходят в законодательстве? – Ни теоретически, ни практически уследить за этим невозможно.

Только с июля 2010 г. по апрель 2011 г. в России принято 35 нормативных правовых актов в сфере миграции. Это 7 Федеральных Законов, 7 Постановлений Правительства РФ, 7 Приказов ФМС России, более 14 Приказов прочих министерств и ведомств РФ, что в корне меняет правила привлечения и использования иностранных работников в РФ.

Возьмите, например, ФЗ-115 «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Он вступил в действие в октябре 2002 года и за 10 лет претерпел, по меньшей мере, 25 изменений, из них 7 изменений только в 2010 году, – каждый месяц текущего года сопровождался каким-то новшеством.

Или, скажем, в ФЗ-114 «О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ» за это же время порядок въезда и выезда менялся 35 раз! Кто-то может сказать: как иностранцу или лицу без гражданства в этих условиях не нарушить закон, правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, санитарные нормы, а, значит, быть законопослушным и получить разрешение на въезд или выезд из страны?

Но в этих тисках находятся не только иностранцы. Если гастарбайтер не прошел границу в связи с очередными законодательными инициативами, он будет искать работу где-то в другом месте, в другой стране.

А что делать нашему работодателю, который сталкивается с постоянно меняющимися правилами, когда число рисков не уменьшается? Рабочее место создать, квоту на рабочую силу получить, заказ или подряд вырвать на конкурсе, сырье закупить, а потом еще работу сдать заказчику. И это не считая всех сопровождающих и побочных эффектов (пожарники, санэпиднадзор, технадзор, полиция и т.д. и т.п.).

Состояние отечественного рынка труда в условиях демографического кризиса, дефицита собственных трудовых ресурсов каждый работодатель ощущает на себе. Потоки трудовой миграции из стран дальнего и ближнего зарубежья ставят работодателей перед выбором: либо закрывать производство, либо использовать труд иностранных работников. Но здесь новое препятствие: ограничения в использовании иностранцев в связи с жесткими квотами, которыми, как ни странно, мы сами себя опутываем.

Механизм квотирования или, другими словами, дозированное введение на местный рынок труда иностранной рабочей силы, с одной стороны, вроде бы носит заявительный характер – сколько работодатели заявили в соответствии с потребностями на следующий год, столько и должно быть включено в заявку от края. С другой стороны, краевая межведомственная комиссия, по одним ей ведомым критериям и соображениям вводит свои ограничения, суть которых сводится к одному: а столько было в предыдущий год. Можно точно сказать, в руках краевой администрации, в том числе и ее комиссии нет такого инструмента, как анализ динамики трудовых ресурсов в крае, перспективной потребности и, кроме того, более гибкого механизма перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами. Никто из работодателей не проходит процедуру защиты заявленной численности, никто толком не может сказать, каким должно быть соотношение между числом работников в основном производстве, в обслуживании, на транспорте, в торговле и т.д. Все это сегодня делается наугад, по интуиции, а, возможно, и каким-то иным соображениям.

Эти проблемы обсуждаются работодателями на наших семинарах с учетом особенностей их бизнеса и ведется поиск выхода из каждой конкретной ситуации.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети