Отчетность в ФНС по каналам связи

Отправка отчетности в Федеральную налоговую службу по каналам связи – наиболее популярная услуга в «Деловой сети». С помощью программы «Почтовый агент» более 95% абонентов нашей сети отправляют в ФНС налоговую отчетность, а также получают информацию о состоянии расчетов с бюджетом и выписки из ЕГРЮЛ.

В прошлых выпусках мы уже писали, что 2 ноября 2009 года вышел в свет Приказ ФНС России №ММ-7-6/534@, которым утвержден новый порядок документооборота между налогоплательщиками и ФНС. Фактически новый порядок полностью вступил в силу с 1 декабря 2010 г. Большинство наших абонентов уже успели поработать по новому регламенту, но при этом еще не все успели адаптироваться к изменениям, произошедшим в схеме документооборота. Давайте еще раз кратко остановимся на основных нововведениях.

Во-первых, все инспекции ФНС полностью перешли на использование единого программного комплекса приема отчетности – системы «ГНИВЦ-Прием Регион». Единый АРМ налогового инспектора заменил многочисленные программы специализированных операторов связи, устанавливаемые ранее в каждой ИФНС.

Во-вторых, изменена технологическая схема работы операторов связи (например, нашей компании – ЗАО «Сервер-Центр»). Операторы связи теперь передают письма от абонентов на единый сервер ФНС России, откуда уже они поступают в нужную налоговую инспекцию.

Но основные изменения коснулись обмена документами между налогоплательщиком и налоговыми органами. В процессе передачи, например, налоговой декларации вместо привычных подтверждения оператора связи, квитанции и протокола входного контроля появилось множество других документов. Давайте рассмотрим их более подробно.

1. Подтверждение даты отправки отчета – электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки декларации. Это полный аналог подтверждения оператора связи.

2. Извещение о получении – электронный документ, подтверждающий факт получения отчета налоговым органом. Ранее он назывался квитанция. Необходимо дождаться результатов дальнейшей проверки отчета налоговым органом.

3. Сообщение об ошибке – электронный документ, формируемый налоговым органом, содержащий информацию об ошибках. Если вам пришло сообщение об ошибке, это значит, что отчет не принят. Необходимо исправить ошибки, указанные в сообщении, и повторить процедуру отправки отчета. В прошлой схеме документооборота сообщения об ошибках генерировал приемный комплекс оператора связи на стороне ИФНС. Сейчас это делает ПК «ГНИВЦ-Прием Регион».

4. Квитанция о приеме – электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт приема отчета. Ранее данный тип документа назывался протокол входного контроля. На стороне ИФНС полученная декларация проверяется на соответствие действующему формату. При получении квитанции о приеме документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов ввода данных в базу налогового органа.

5. Уведомление об отказе – электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт отказа в приеме сведений с указанием причин отказа. Если вам пришло уведомление об отказе, это значит, что отчет не принят. Необходимо исправить ошибки, указанные в уведомлении, и повторить процедуру отправки отчета. Как правило, ошибки связаны с неверным форматом полученной декларации или же наличием незаполненных обязательных полей.

6. Извещение о вводе – электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции. Если вам пришло извещение о вводе, это значит, что отчет принят. Документооборот завершен.

7. Уведомление об уточнении – электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции, но содержащий сообщение о необходимости предоставить уточнения. Если вам пришло уведомление об уточнении, это значит, что отчет принят, но требует уточнений. Необходимо отправить корректирующий отчет, внеся необходимые уточнения.

Как видите, в новом порядке нет ничего сложного, однако к нему, как и ко всему новому, нужно привыкнуть. Однако здесь есть еще один момент, заслуживающий пристального внимания.

    Согласно Приказу ФНС России от 02.11.2009 №ММ-7-6/534@, в случае, если организация представляет отчетность через уполномоченного представителя (то есть ЭЦП для подписи отчетности выдана не на руководителя организации), следует выполнить следующие действия:
  • Представить копию доверенности (на бумажном носителе или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в налоговую инспекцию до начала отправки отчетности;
  • При отправке каждой декларации требуется прикладывать к отчету информационное сообщение о доверенности.

Информационное сообщение о доверенности – это документ установленного формата, содержащий данные из доверенности. Сообщение о доверенности необходимо сформировать всего один раз и в дальнейшем вкладывать в основное письмо с декларацией. Абоненты «Деловой сети» могут сформировать информационное сообщение о доверенности в программе «ДокМастер».

    Контролирующий орган при получении декларации проводит проверку на наличие права подписи у обладателя ЭЦП:
  • Если декларация подписана законным представителем налогоплательщика – является ли действительно лицо, подписавшее декларацию, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, за которого подается декларация;
  • Если декларация подписана уполномоченным представителем налогоплательщика – производится сверка данных ФИО лица из сообщения о доверенности с данными ранее представленной копии доверенности и ФИО лица, подписавшего декларацию (берется из сертификата ЭЦП);
  • Если проверка полномочий ЭЦП завершилась неудачей, формируется уведомление об отказе в приеме декларации.

В заключение хочется пожелать всем бухгалтерам успешной сдачи отчетности не только в ФНС, но и другие ведомства. Идя в ногу со временем и используя продукты и услуги «Деловой сети», вы гарантированно сэкономите свои силы, время и деньги.



Добавить комментарий

Войти через соцсети