Клуб директоров

20
лет

904
директоров

5860
статей



Бизнес-план как эффективный инструмент управления

Возможно ли построить пусть даже самый обычный дом без проекта, хоть какой-нибудь схемы, чертежа? Вряд ли. Потому как, будучи возведенным без хотя бы элементарных расчетов, он либо упадет через пару месяцев, либо окажется непригодным для жилья. В конце концов, подобная инициатива попросту очень опасна.

Бизнес - это риск по определению, и главная задача бизнес-плана - сделать этот риск управляемым. В силу того, что сегодня мы имеем дело с более сложной экономикой, чем раньше, активной конкуренцией практически на всех ее фронтах, а также высокими темпами ее развития, разработанная стратегия для того, чтобы адаптировать работу любой компании под условия организации конкретного бизнеса, стала крайне необходима. Кроме того, бизнес-план все чаще становится превосходным обоснованием коммерческой сути проекта для инвесторов, с каждым днем все более разборчиво подходящих к вопросам вложения собственных свободных финансовых средств и все больше обращающих внимание не только на цели, преследуемые разработчиками того или иного вроде как перспективного проекта, но и на возможности их реализации. Бизнес-план позволяет ошибаться только на бумаге, а не в деле, так как дает шанс предупредить ошибки благодаря продуманным действиям.

Какие предпринимательские задачи помогает решить бизнес-план? Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия). Совсем молодая компания создает бизнес-план, чтобы встать на ноги и найти средства для развития дела. Небольшая компания нуждается в бизнес-плане, так как ей нужна уверенность, что она выживет в самые опасные первые два года своего существования. Крупной компании бизнес-план необходим для того, чтобы выработать единый взгляд на будущее. Бизнес-план увеличит шансы любой компании на успех.

    Бизнес-план помогает решить предпринимателю следующие основные задачи:
  1. привлечение средств сторонних инвесторов;
  2. получение кредита;
  3. реорганизация дела и оптимизирование операций;
  4. заключение крупного контракта;
  5. объединение с другой компанией;
  6. определение жизнеспособности проекта в условиях конкуренции;
  7. привлечение новых сотрудников;
  8. организация совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером;
  9. получение оборудования и транспорта в лизинг;
  10. приобретение или организация нового бизнеса;
  11. продажа своего бизнеса;
  12. покупка нового оборудования;
  13. принятие решения об открытии нового магазина (филиала, бензоколонки и т.д.);
  14. вложение денег в чужой бизнес
  15. и т.д.

Какие моменты должны учитываться при составлении бизнес-плана? Разработка бизнес-планов - это именно то, чем должен заниматься руководитель. Каждый раз, когда вы разрабатываете бизнес-план, вы становитесь все более опытным предпринимателем. Высшее руководство должно быть вовлечено в процесс планирования в большей степени, чем это сегодня имеет место во многих компаниях. Если вы хотите разработать бизнес-план, вам следует делать это вместе с представителями каждого подразделения и каждой службы вашей компании, потому что это должен быть не ваш план, а план вашей компании. В случае затруднений пригласите для методической помощи экспертов-консультантов. Подчас разработка стратегического плана слишком быстро передается людям, далеким от общего руководства - бухгалтерам и начальникам подразделений.

Управляющие высшего звена чересчур торопятся устраниться от этой работы. Силы и время, потраченные на то, чтобы всем вместе подумать о процессе планирования и спросить себя: «Что и как мы собираемся делать?» - окупятся сторицей.

Некоторые производители искренне верят в истинность вымышленных фактов, оценивая их недостаточно критично. На самом деле их продукция может оказаться не только не самой лучшей, но даже худшей в отрасли. И еще предпринимателю не стоит вводить инвестора в заблуждение, лучше честно изложить текущую ситуацию. Это одно из неизменных требований любого инвестиционного института к составителю бизнес-плана. Инвестор будет неоднократно проверять достоверность представленных ему расчетов и предположений. А он зачастую располагает не меньшей информацией, чем сам предприниматель. В таких обстоятельствах попасть в щекотливое положение последнему достаточно легко.

С другой стороны, многие предприниматели сомневаются в самих инвесторах. В частности, первые опасаются, что их идеи из бизнес-плана могут быть банально украдены и поэтому требуют от инвестора «соглашения о неразглашении». Стоит ли обижать его недоверием? Украсть бизнес-план можно один раз - после этого инвестор попросту перестает им быть - его репутация стоит дороже. И если он все же решит ею рискнуть, то, скорее всего, переманит специалистов.

При составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти препятствия слишком серьезны, и на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

В чем причина того, что некоторые предприниматели не считают нужным составлять бизнес-план? К чему это может привести? Некоторое время тому назад большинство в основном коммерческих предприятий прекрасно обходились без каких-либо стратегических планов. Это происходит и сейчас.

Насколько эффективно такие компании работают, оценить трудно. Никто не считает упущенную выгоду. Все списывается на предпринимательские риски. Проработанный и согласованный план является средством, с помощью которого можно контролировать бизнес и управлять им.


Ловушкина Лариса Ивановна

Должность:
директор КА «IMCommunications»,
член гильдии Российских маркетологов
Компания:
Консалтинговое агентство «IMCommunications»
Сайт:
www.imc.vl.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь


Комментарии к статье. Напишите свой комментарий первым.

Введите цифры на картинке