Доколе им «кошмарить» бизнес?

Продолжение.
Начало см. в №12 (139) декабрь 2010 г.

В прошлых номерах мы уже рассказывали о том, к чему приводят действия отдельных таможенных инспекторов при оформлении металлолома, отправляемого российскими компаниями за рубеж. Вот еще один случай, который произошел совсем недавно с компанией «ПриМэк», занимающейся сбором черного металла и экспортом его за границу.

При таможенном досмотре груза государственный инспектор Хасанской таможни В.В. Туляков совершал досмотр партии металлолома для отправки за рубеж и обнаружил административное нарушение, а именно «… недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию соответственно п. 41 ст. 16.2 КоАП РФ и порядок декларирования при перемещении их под таможенные процедуры».

А если по простому, то среди лома бдительный инспектор В.В. Туляков обнаружил трубы подозрительно приличного вида, в которых при внимательном осмотре он признал металлические опоры строительных лесов. Значит, это не металлолом, решил таможенник, а металлоизделия и, согласно закону, к нему должен прилагаться сертификат, а поскольку сертификата нет, таможня на погрузку «добро не дает», пока хозяева груза не предоставят соответствующие требованиям документы, на основании которых мы этот товар задекларируем отдельно от остального лома. Все по закону. Представитель компании очень удивился такому выводу инспектора Тулякова. Трубы были приобретены компанией в качестве лома и по цене лома, которого ООО «ПриМэк» за десять лет своей работы отправила за рубеж не одну сотню тонн, и не их это дело – гадать, чем был этот утилизованный железный хлам в своей первой жизни. Но таможенник вдруг проявил завидное упорство: без сертификации не будет декларации. «Господа хорошие, – решил воззвать к здравому смыслу «слуги государева» грузоотправитель. – Может быть, когда-то эти трубы и были строительными лесами, но без крепежей, лаг и прочих комплектующих ни один Росстехнадзор не выдаст этим трубам сертификат на то, что они – строительные леса, потому как по прямому назначению они использоваться не могут».

Но для Хасанской таможни абсурд – не абсурд, а просто трудовые будни и доводы владельца груза их не убедили. И вот трубы – уже не трубы, а вещественное доказательство. Их отсортировывают от общей кучи металлолома и отправляют на экспертизу. Пока суть да дело, за недельный простой парохода компании ООО «ПриМэк» пришлось выложить судовладельцу около 20000 долларов, это если не считать оплату техники и рабочих за пересортировку металла. Может, для Хасанской таможни это копейки, а вот для ООО «ПриМэк» – очень даже приличные деньги.

Выводы экспертов поражают своей проницательностью так же, как выводы таможенного инспектора В.В. Тулякова. Тщательно измерив длину и диаметр труб, определив маркировку металла и даже цвет, в который когда-то они были выкрашены, эксперты выносят заключение, что трубы «…предположительно могут быть использованы как отдельные части конструкции, однако для сборки полной конструкции необходимы другие составляющие элементы». Предположительно! То есть даже при наличии других элементов эксперты не уверены на все сто, а только предполагают, что данные трубы могут использоваться как часть какой-то конструкции. Иными словами, «стоп погрузка, стоп пароход, мы тут ведро болтов и гаек из утиля навыкручивали, которые к любой конструкции подойдут при ее наличии».

Далее к делу подключается уже главный государственный инспектор А.Е. Пакулов, который «В результате сопоставления полученного по результатам проведенного таможенного контроля актов досмотра и экспертизы…» составляет протокол вот с такими выводами: «…Согласно части 2 ст. 21 КоАП РФ у него (т.е. у ООО «ПриМэк») имелись возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но должностным лицом не были предприняты зависящие от него меры по соблюдению всех норм».

Опять двадцать пять, какие возможности! Приобрести за свой счет недостающие элементы конструкции, пройти сертификацию в Ростехнадзоре и… что дальше? Сменить вид деятельности и начать торговать строительными лесами?…

С составленным протоколом нарушения владелец груза, естественно, не согласился, и таможня Хасанского района подала на компанию «ПриМэк» в суд.

А теперь небольшое отступление. Порт Славянского завода зарабатывает на экспорте металла, леса, импорте машин. Для предприятий, работающих в Хасанском районе, порт удобен своей налаженной инфраструктурой. В наличии погрузочная техника, квалифицированный персонал, портальные краны. Близость порта к предприятиям, работающим в Хасанском районе, и ведущая к порту железная дорога существенно снижают транспортные расходы. Казалось бы, работай – не хочу, но грузов мало. И все из-за неудобства работы с местными таможенными органами. Конечно, спорные моменты возникают и на других пунктах пропуска, но Хасанская таможня в таких делах – номер один.

Взять хотя бы Владивостокскую таможню. Здесь рабочий день, как на всех таможенных пунктах, восьмичасовой. Капитан подписывает коносаменты1 и со спокойной совестью уходит в рейс, даже если таможня закончила свою работу: документы будут подписаны на следующий рабочий день. То есть здесь работают на общий результат и понимают – то, что в интересах клиента, в интересах государства.

В Хасанской же таможне война войной, а обед по расписанию. Таможня закончила работу в пять, и все каменеет. Судно с уже задекларированным и оформленным грузом будет стоять у стенки и ждать следующего рабочего дня. Пока документы не заверит таможня, его не выпустят. А если пятница, а если сокращенный день, а 25 октября – День таможенника – отдыхают все! Грузоотправитель радостно оплатит судовладельцу часы, а то и сутки простоя, которые и в прибыль никому не пойдут, а лишь погасят издержки судовладельца.

Понятно бы было, если бы это принесло в закрома Родины лишнюю копейку, но кроме головной боли и убытков в виде издержек, ложащихся в том числе и на таможенные органы, еще и государству таким служебным рвением подобных Туляковых, Пакуловых, Носовых наносится ущерб. Ведь согласно закону о таможенных сборах, это с готовых изделий, отправляемых за рубеж, таможенная пошлина не взимается, а вот металлолом как раз налоговым сбором облагается.

Получается, что грузоотправитель честно готов оплатить пошлину за вывозимый металл, а таможенный пункт делает все невозможное, чтобы снизить поступление в государственную казну, выводя из-под налогообложения 15 тонн металлического лома. «Делает все невозможное», потому что суд, который состоялся 19 мая в Славянке, признал иск Хасанской таможни к компании «ПриМэк» необоснованным. А теперь представьте, что вся эта история длится еще с 26 января. Конечно, Хасанская таможня подаст кассационную жалобу, что, мол, не согласна с решением суда, конечно состоится повторное рассмотрение, без работы не останется никто. Только надо ли это государству?


1 Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его получателю в порт назначения.



Добавить комментарий

Войти через соцсети