Консалтинг означает помощь

Cегодня ни у кого уже не вызывают вопросов аудиторская, брокерская, риэлторская, маклерская деятельность, подбор и оценка персонала. Но когда мы слышим слово «консалтинг», каждый понимает под ним что-то свое или не понимает, о чем идет речь вообще. Да и не удивительно. Все чаще это слово мелькает на страницах печатных изданий и в рекламных объявлениях: муниципальное, региональное, политическое, управленческое, финансовое, по организационному развитию, инвестиционное бизнес-планирование и т.п. В переводе с английского «consulting» означает «оказание помощи», «советование», даже – «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком на пути непрерывной работы по усовершенствованию организаций. Выбор помощника – дело серьезное. Существует множество рекомендаций, как выбрать лучшего специалиста.

При стремительном развитии этого бизнеса до сих пор нет общепринятого определения этой деятельности. Никто не может сказать, где начинается область его применения и где заканчивается. По большому счету, любая фирма или человек могут утверждать, и небезосновательно, что они оказывают консалтинговые услуги. Во всем мире совершенно нормальной считается ситуация, когда возникают проблемы оптимизации существующих сфер бизнеса, а компетентное решение всех вопросов оказывается не по силам персоналу фирмы, даже крупные и мощные компании пользуются услугами консультантов. Необходимость этого сейчас уже осознали наиболее передовые бизнесмены. Консультантов приглашают, когда некоторые высшие менеджеры всерьез озабочены улучшением результатов деятельности фирмы и необходима кропотливая и очень конкретная работа над ее реальными проблемами.

По большому счету, всех консультантов можно разделить на два вида по их подходу к работе: экспертные и процессные консультанты. Нужно понимать, что, когда вы работаете с экспертным консультантом, контроль над результатом находится в руках этого консультанта, потому что продукт создается или уже создан не вами и не в вашей организации. Когда вы работаете с процессным консультантом, вы контролируете результат, потому что процесс его получения проходит у вас на глазах, и вы являетесь его участником.

Потребности со стороны потенциальных клиентов обычно являются скрытыми или неосознанными потребностями второго или даже третьего уровня, когда клиент не только сам не обращается к консультанту за услугой, но и считает, что такая услуга ему не нужна, и только после общения с консультантом понимает, что ему критически необходимо для оптимизации своего бизнеса, повышения его устойчивости и управляемости.

Есть также другие причины, которые сдерживают потенциальных клиентов. Во-первых, компании считают, что они могут справиться с имеющимися проблемами и поставленными задачами своими силами (самостоятельно или путем привлечения консультантов на работу в свою организацию). Во-вторых, это отсутствие доверия к консультантам, в-третьих, отсутствие средств для оплаты услуг.

    Статистика говорит о том, что чаще всего к консультантам обращаются следующие игроки конкурентных рынков, причем отрасль не столь важна:
  1. Компания-лидер, которая хочет стать еще большим лидером.
  2. Компания в целом ничем не выделяющаяся, но в ней есть подразделение, руководителям которого «хочется большего».
  3. Компания, которая «едет с ярмарки», конкуренты ее просто «душат».

Желание обратиться за помощью к стороннему консультанту в равной степени может возникнуть и на предприятиях с крайне тяжелым экономическим положением, и на предприятиях, чье положение улучшилось. Первое обстоятельство, видимо, заставляет думать о том, как спасти производство, сохранить коллектив. Второе – о том, как лучше использовать открывающиеся перед предприятием новые возможности, закрепить и развить успех.

    Последние 3-4 года растет спрос на консалтинг в области продвижения продукции. И здесь очень характерны следующие запросы:
  1. Компания N и ее дилерская сеть стремительно выросли, но у ее сотрудников отсутствуют единые модели и единый язык принятия решений.
  2. Компания N традиционно работала с единичными заказами. И вот поток заказов резко возрос – а это совершенно иная технология работы, отсутствующая на фирме…
  3. Противоположная задача: по неясным причинам резко упало количество клиентов, менеджеры компании N «мечутся» в поисках решения…
  4. На рынке появились нешуточные конкуренты, нужно делать «отстройку от конкурентов». Очень часто – это проблема наших региональных компаний, которых «давят» столичные сети с хорошими бюджетами и правом на демпинг.
  1. Существуют различные методики решения как стандартных, так и нестандартных задач. Можно выделить следующие три типа проблем, которые решают консультанты:
  2. коррекция – исправление неблагоприятной или ухудшающейся ситуации;
  3. совершенствование – улучшение сложившейся ситуации;
  4. творческое развитие – создание совершенно новой ситуации.

Большинство компаний не располагают достаточной информацией о том, какие консультанты им нужны, где их найти и как привлечь к работе. Даже если руководители предприятий хорошо понимают, в каких именно услугах они нуждаются, скорее всего, они не знают, к какой именно фирме обратиться за консультацией.

Для упрощения схемы поиска информации о консультантах, консалтинговое агентство IMCommunications, совместно с программой ВАС, проводит исследовательский проект по рынку консалтинговых услуг Дальнего Востока. Результаты проекта будут опубликованы на специальном сайте. Все лица, заинтересованные в получении результатов исследования на электронную почту, должны в срок до 1 июня прислать письмо-заявку по адресу: info@imc.vl.ru.

Приглашаем откликнутся и консультантов для участия в проекте.
Для этого вы можете связаться с нами
по телефону (4232) 32-05-15,
или написать по указанному выше адресу.



Добавить комментарий

Войти через соцсети