Нюансы повторной налоговой проверки

Налоговый орган в силу возложенных на него полномочий, а также прямого указания в Налоговом Кодексе РФ (п.10 ст. 89 НК РФ) имеет право провести повторную выездную налоговую проверку. Что же должен знать налогоплательщик, чтобы исключить вероятность проведения повторной проверки и чем должен руководствоваться при защите своих прав и интересов в случае возникновения такой малоприятной ситуации?

Во-первых, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Во-вторых – налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Данная норма не исключает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки, уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначального убытка. Однако предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду предоставления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога на прибыль, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе такой повторной проверки не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком, либо не связаны с указанной корректировкой. (Постановление Президиума ВАС РФ от 16 марта 2010 г. №8163/09).

Не может быть повторно проверен налогоплательщик в случае, если решение, принятое по результатам первоначальной выездной налоговой проверки было отменено управлением в порядке административного контроля своим соответствующим решением. Представляется принципиально верным вывод судов о незаконности решения вышестоящего налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, принятого по результатам повторной выездной налоговой проверки, в случае его противоречия правовой позиции, ранее высказанной этим же налоговым органом при рассмотрении жалобы налогоплательщика по первоначально проведенной налоговой проверке. Для обоснования такого вывода следует обратить внимание на цель проведения повторной выездной налоговой проверки. На выявление истинной цели повторной проверки ориентирует и ВАС РФ. (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. № 17099/09). Повторная выездная налоговая проверка имеет целью обеспечение законности и обоснованности принимаемых нижестоящими налоговыми органами решений. Если вышестоящий налоговый орган уже оценил эффективность, законность и обоснованность решения нижестоящего налогового органа в ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика, то принятие по результатам повторной налоговой проверки решения (по тем же фактическим обстоятельствам) с противоположными выводами будет означать уже проведение контроля не за нижестоящим налоговым органом, а собственным ранее принятым решением. Иными словами, такое решение вышестоящего налогового органа будет противоречить основной цели повторной выездной налоговой проверки и, как следствие, может быть признано судом недействительным.

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 года №5-П положения абзацев 4 и 5 пункта 10 статьи 89 НК РФ, допускающие проведение повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой эти положения не исключают возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступают в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Иными словами, вышестоящий налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществившего первоначальную проверку, и в тех случаях, когда спор между налогоплательщиком и налоговым органом был разрешен судом. Однако, при принятии решения по итогам повторной налоговой проверки налоговый орган не вправе переоценивать выводы о наличии и размере налоговой обязанности, которые были сделаны судами применительно к эпизодам, оспаривавшимся налогоплательщиком по результатам первоначальной налоговой проверки. Налоговый орган не вправе определять для налогоплательщика иные последствия, нежели определенные судебными актами, в том числе путем оспаривания правовой квалификации сделок, которая была сделана судом, либо путем переоценки установленных судом фактических обстоятельств. Если же налогоплательщик обязывается к уплате налоговых платежей на основании решения, принятого вопреки действующему судебному акту, то такие платежи не могут считаться законными.

Не исключены ситуации, при которых налоговики после проведения камеральной проверки, результаты которой признаны судом недействительными, проводят выездную проверку и по тем же самым основаниям, без использования дополнительных доказательств снова возлагают на налогоплательщика неблагоприятные последствия. В этом случае является бесспорным вывод о преодолении налоговым органом судебного акта и, по сути, о повторном возложении на налогоплательщика незаконных обязанностей. В связи с этим применение правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в вышеуказанном Постановлении КС РФ, представляется обоснованным. Полезным в этом смысле может быть и Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2010 г. №441-О-О, в котором суд особо обратил внимание на то, что анализ ст. 89 НК РФ во взаимосвязи с иными положениями Кодекса «не предполагает дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок». Иными словами, выездная налоговая проверка не может подменять собой камеральную налоговую проверку, то есть не может быть основана на той же доказательственной базе.

Кроме этого, первоначальная выездная налоговая проверка не может быть проведена, а ее результаты могут быть признаны судом незаконными в случае, если на момент принятия решения о проведении проверки налогоплательщик был снят с налогового учета и принят на налоговый учет в другом налоговом органе. Соответственно, вышестоящий налоговый орган не имеет правовых оснований для осуществления контроля за деятельностью инспекции в отношении незаконно проведенной ею выездной налоговой проверки предприятия и принятия ненормативных правовых актов (Постановление Президиума ВАС РФ от 16 марта 2010 г. №14585/09).



Добавить комментарий

Войти через соцсети