Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5886
статей



Нулевая ставка НДС по импортным операциям

До 2010 года при применении нулевой ставки в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке, перегрузке, хранению ввозимых на территорию РФ товаров, налогоплательщики - российские организации руководствовались подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг налогоплательщиком предоставлялись в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.

Однако в декабре 2009 года Президиум Высшего Арбитражного Суда в своем Постановлении №8133/09 от 8 декабря 2009 г. указал, что применение нулевой ставки по указанным работам (услугам) в отношении импортных товаров возможно только при условии, что товар помещен под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это послужило основанием для пересмотра позиции налоговых органов по указанному вопросу и отказу в применении нулевой ставки с последующим доначислением сумм НДС по ставке 18% налогоплательщикам, занимающимся данными видами работ (услуг).

Налогоплательщики, посчитав, что их право на применение ставки НДС в размере 0% нарушено, обратились в Арбитражные суды для разрешения спора. Однако у Арбитражных судов различных регионов РФ сложилась противоречивая судебная практика в вопросе ставок налогообложения операций по реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, выполненных (оказанных) в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ. Так, Федеральный Арбитражный Суд Дальневосточного Округа поддержал позицию налогового органа (Постановление ФАС ДВО от 10.08.2010 г. №Ф03-5126/10), а ФАС Северо-Западного округа согласился с налогоплательщиком (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.07.2010 г. №А56-84165/2009).

Поскольку в судебной практике имелись различные правовые подходы к применению абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ как самостоятельной нормы, регулирующей экспортно-импортные операции, Высший Арбитражный Суд РФ передал на рассмотрение в Президиум ВАС РФ аналогичное дело для пересмотра в порядке надзора, по результатам рассмотрения которого было вынесено Постановление №13485/10 от 15 февраля 2011 г. Данным Постановлением Президиум ВАС РФ признал самостоятельность пп.2 п.1 ст.164 НК РФ, без привязки к пп.1 п.1 той же статьи (в части свободной таможенной зоны) и дал толкование данной правовой нормы, указывая на следующее.

Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ при таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления. Соответственно, таможенное оформление товара (продукции) в названном таможенном режиме позволяет отнести услуги по его перевозке к работам (услугам), обозначенным в пп. 2 п.1 ст.164 НК РФ. Следовательно, применение налогоплательщиком нулевой ставки является обоснованным. Отсутствие таможенного оформления ввезенного товара исключает возможность применения к услугам по его перевозке налоговой ставки 0%, предусмотренной п.1 ст. 164 НК РФ.

Несмотря на то, что в данном Постановлении Президиума ВАС РФ рассмотрен вопрос обоснованности применения нулевой ставки НДС по услугам перевозки ввозимых на территорию РФ товаров, считаю, что данное Постановление распространяется и на услуги по погрузке, перегрузке, хранению ввозимых на территорию РФ товаров, поскольку они также поименованы в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 12.04.2011 г. №Ф03-1192/2011 указано, что из правовой нормы, закрепленной пп. 2 п.1 ст. 164 НК РФ во взаимосвязи с положениями Таможенного Кодекса РФ следует, что налоговая ставка 0% применяется, в частности, к услугам по погрузке (перегрузке) ввозимых на территорию РФ товаров до их выпуска таможенными органами. Следовательно, для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов, а также права на возмещение НДС налогоплательщик обязан предоставить в налоговую инспекцию документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что налогоплательщик, осуществляющий работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке, перегрузке, хранению ввозимых на территорию РФ товаров и претендующий на применение 0% ставки НДС, должен был предоставить в налоговые органы пакет документов, подтверждающих, что данные работы (услуги) осуществлялись с товаром, который приобрел статус находящегося в свободном обращении на таможенной территории РФ, а именно: на перевозочных документах, ГТД (при наличии) должен стоять штамп таможни «выпуск разрешен», а дата актов выполненных работ и счетов-фактур - соответствовать дате выпуска товаров в свободное обращение.

Следует иметь в виду, что данные документы, в свете Постановления Президиума ВАС РФ №13485/10 от 15 февраля 2011 г., будут исследоваться как налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок за предыдущие периоды, по которым камеральными проверками была подтверждена нулевая ставка НДС, так и Арбитражными судами при рассмотрении аналогичных споров.


Кутенкова Наталья Семеновна

Должность:
Налоговый консультант, работающий по программе налоговый адвокат

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь