Налоговый Кодекс РФ действует с 1998 года. На протяжении всего периода действия Налогового Кодекса РФ в него ежегодно вносятся многочисленные поправки, устраняющие пробелы в части налогообложения. Однако ни для кого не секрет, что зачастую толкование тех или иных правовых норм, содержащихся в НК РФ, производится Высшим Арбитражным Судом РФ и является общеобязательным для налоговых органов, налогоплательщиков и Арбитражных судов. Многие спорные вопросы, касающиеся налогообложения, также являются предметом рассмотрения Арбитражного суда, что способствует формированию единой правоприменительной практики в области налогового законодательства.

Задача новой рубрики – «Судебный прецедент» (полное название – «Обзор судебной практики по применению налогового законодательства») – это своевременное доведение до сведения читателей журнала позиции высших судебных органов по спорным вопросам в области налогового права и, как следствие, помощь при защите нарушенных прав налогоплательщика.


Арбитраж против нарушения процедур

Откроем новую рубрику темой «Позиция судебных органов при нарушении процедуры рассмотрения налоговым органом материалов налоговых проверок».

Так, в соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа только при условии, что проверяемое лицо было извещено о времени и месте рассмотрения. Причем согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений на акт проверки не лишает проверяемое лицо права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. Более того, необеспечение со стороны налогового органа возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, является нарушением существенных условий проведения соответствующей процедуры, что в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или признания судом такого решения недействительным.

Если по итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение о проведении инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля, то налоговый орган обязан известить налогоплательщика о рассмотрении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Неисполнение данной обязанности является нарушением существенных условий проведения соответствующей процедуры и является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или признания судом такого решения недействительным. Высший Арбитражный Суд РФ своим Определением №ВАС-10279/09 от 13.08.2009 г. поддержал выводы Арбитражного суда и оставил в силе Постановление ФАС Восточно-сибирского округа №33-13309/2007-Ф02-1576/2009 от 23.04.2009 г. в отношении данного вопроса.

К нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, которое приводит к нарушению прав налогоплательщика, судьи относят и подписание решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности лицом, не принимавшим участия в рассмотрении материалов проверки и возражений налогоплательщика на акт такой проверки. На практике может быть ситуация, когда материалы проверки и возражения рассматривает одно должностное лицо (например, заместитель начальника инспекции), а решение подписывает другой заместитель. (Постановление Президиума ВАС РФ № 4905/10 от 29.09.2010 г.).

Обращает на себя внимание и Постановление Президиума ВАС РФ № 9467/07 от 22.01.2008 г., которым определено, что после принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки никаких других дополнительных решений, таких как о взыскании дополнительно налога и штрафа по данной проверке тот же налоговый орган принять не может.

В случае обжалования вынесенного решения в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган, налогоплательщик должен иметь в виду следующее.

Если в жалобе или отдельном ходатайстве налогоплательщик ходатайствует о рассмотрении его апелляционной жалобы в его присутствии, то вышестоящий налоговый орган, рассматривающий его жалобу, обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы. В противном случае это является нарушением процедуры принятия решения, которое затрагивает право налогоплательщика на свою защиту, влекущим признание судом такого решения недействительным. Об этом прямо указано в Определении ВАС РФ от 24 июня 2009 г. №ВАС-6140/09, подтвердившем правильность выводов, содержащихся в Решении Арбитражного суда Волгоградской области от 22.08.2008 г. по делу № А12-10757/2008, оставленное без изменения апелляционной и кассационной инстанциями.

Однако, если налогоплательщик с ходатайством о рассмотрении его апелляционной жалобы в его присутствии в вышестоящий налоговый орган не обращался, налоговый орган вправе рассмотреть жалобу и вынести решение без уведомления налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы (Постановление Президиума ВАС РФ №4292/10 от 21.09.2010 г.).

Следует обратить внимание налогоплательщиков и на тот факт, что при принятии решения по апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган не вправе по итогам ее рассмотрения принимать решения о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ №5172/09 от 28 июля 2009 г., иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении его решения.

Нельзя оставить без внимания и следующее «свежее» судебное решение, касающееся налоговых проверок. Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2011 года по делу ВАС-16558/10 признан недействующим как противоречащий Налоговому кодексу РФ пункт 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@, регламентирующий обязанность относить к документам служебного пользования остающиеся у налогового органа экземпляры акта выездной налоговой проверки, а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах. С момента введения в действие положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в Кодексе без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после 02.09.2010 года, документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них, в случаях возникновения необходимости охраняемой законом тайны.



Добавить комментарий

Войти через соцсети