ЭЦП – верный помощник современного делового человека

Вот уже несколько месяцев мы рассказываем вам о различных сервисах «Деловой сети». Все они работают с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). При этом мы не уделяли должного внимания самой сути электронной подписи документов и ее актуальности в современном мире. Сегодня мы постараемся провести своеобразный «ликбез» по этому вопросу.

Итак, говоря научным языком, ЭЦП – это реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭЦП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭЦП. Что же эти слова означают для неискушенного пользователя?

Во-первых, электронная подпись позволяет идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ. Это становится возможным благодаря специализированным организациям – Удостоверяющим центрам (УЦ), которые производят изготовление и выдачу сертификатов ЭЦП конкретным физическим лицам. То есть любой человек, придя в такую организацию и предъявив документ, удостоверяющий личность, может получить сертификат электронной цифровой подписи. В России деятельность УЦ лицензируется ФСБ, каждый УЦ заносится в единый государственный реестр. То есть подлинность ЭЦП подтверждается организацией (УЦ), имеющей государственную аккредитацию для ведения такой деятельности. Таким образом, получатель электронного документа, проверив подпись отправителя, может быть уверен, что получил документ именно от данного человека, а не от кого-то другого.

Во-вторых, ЭЦП позволят судить о целостности и неизменности подписанного документа. Не будем утомлять читателя рассказом про сложные алгоритмы. Электронная подпись основана на содержании подписываемого документа. При любом случайном или намеренном изменении подписанного документа, ЭЦП на документе станет недействительной и не пройдет проверку.

В-третьих, ЭЦП является доказательным подтверждением авторства документа. Это становится возможным благодаря использованию открытого и закрытого ключей сертификата ЭЦП. Оба ключа (ключевая пара) являются составными частями сертификата ключа подписи и дополняют друг друга. Закрытый ключ известен только владельцу сертификата, следовательно, только он может поставить электронную подпись на документ. Владельцам сертификатов ЭЦП следует обратить особое внимание на хранение принадлежащих им закрытых ключей и держать их только при себе или в надежном хранилище (сейфе). Так как подтверждение авторства документа работает и в другую сторону: в случае утери или кражи закрытого ключа, владелец не может отказаться от авторства какого-либо документа, если его сертификат ЭЦП надлежащим образом не отозван в УЦ.

Открытый ключ является своеобразным «адресом» владельца сертификата ЭЦП. Внутри него может также содержаться дополнительная информация о владельце ключа, например, адрес электронной почты. Открытый ключ чаще всего используется для шифрования сообщений определенному адресату.

Шифрование документов в процессе постановки ЭЦП позволяет достичь полной конфиденциальности передаваемого документа. Сейчас наиболее распространенным является асимметричный алгоритм шифрования, когда шифрование производится на открытом ключе получателя, а документ подписывается закрытым ключом отправителя. То есть прочитать документ может только лицо, имеющее закрытый ключ, соответствующий открытому ключу, на котором было произведено шифрование. Таким образом участниками документооборота являются два человека, и никто более не имеет доступа к передаваемой информации.

В России правовой основой для обмена документами в электронном виде является ФЗ от 10.01.2002 г. №1 «Об электронной цифровой подписи». Согласно статье 1 данного ФЗ в электронном виде можно передавать и хранить документы, используемые в гражданско-правовых отношениях и в других предусмотренных законодательством случаях. Но данный ФЗ не является исчерпывающим при использовании ЭЦП в информационных системах ведомств и при обмене между хозяйствующими субъектами. В настоящее время многие государственные органы разрабатывают сосбвенные регламенты использования ЭЦП. Подобные административные регламенты могут быть приняты и в любой коммерческой организации или в процессе обмена между ними.

В современном мире ЭЦП применяется в различных сферах деятельности, и степень использования ЭЦП в бизнесе и взаимоотношениях с государством постоянно растет. Многие люди еще не могут привыкнуть к повсеместному внедрению ЭЦП, хотя наверняка помнят, что история использования ЭЦП в России началась уже много лет назад с появлением таких систем, как «Интернет-Банк» и «Клиент-Банк». Не все сразу адекватно восприняли новшество, но сейчас уже редко встретишь бухгалтера, который самостоятельно несет в банк платежные поручения, распечатанные на бумаге.

    Помимо этого ЭЦП широко применяется в:
  • системах электронного документооборота на предприятиях;
  • в системах электронной торговли и государственных закупок;
  • декларировании товаров и услуг (например, таможенном);
  • обязательной отчетности перед государством (в ФНС, ПФР или ФСС);
  • расчетных и трейдинговых системах.

Человек, использующий в своей работе средства электронной цифровой подписи, не только идет в ногу со временем, но и в значительной степени экономит свои силы, время и деньги. Об этом мы уже писали в предыдущих статьях.

Но все мы даже не задумываемся, как ЭЦП может помочь нашей планете в целом. Например, Федеральный закон №229-ФЗ, вышедший прошлым летом, создал правовую основу для обмена счетами-фактурами в электронном виде. Добровольный переход на электронный обмен счетами-фактурами правительство планирует произвести уже во 2 квартале 2011 г. При этом чиновники и бизнес уверены, что данное новшество сэкономит около 280 млн. тонн древесины в год. Обо всех новинках «Деловой сети» и услугах с применением ЭЦП вы по-прежнему можете узнать на нашем сайте www.atlas-2.ru.



Добавить комментарий

Войти через соцсети