Apple как предчувствие – 2

Русский сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
Папа, Apple – хорошо?
Или Apple – плохо?

При всей простоте четверостишия, вопросы кроха задает далеко не простые. Дело в том, что еще в 2009 году на сайте компании появилась официальная позиция компании, что Россия не является перспективным рынком для Applе. Практически сразу уязвленные российские Маковеды и Эпломаны через социальные сети обратились к кибер-общественности с вопросами:

Хороша ли компьютерная система Apple? А если хороша, то почему доля Apple на рынке ПК в России такая маленькая? Опрос позволил объединить ответы в несколько групп по ранжиру:

Первое место занял ответ: россияне боятся перемен. Типичный ответ следующий: Windows и PC – проблемные, но на работе и дома они уже есть, а новая платформа Apple – очень хорошая, да и по цене подъемная, но она же является гарантированной головной болью руководителя: покупка новых компьютеров, обучение персонала, новая незнакомая периферия и ПО.

В принципе, все логично, так как человек по своей природе ленив и посчитать упущенную прибыль от использования «отстоя» он либо не хочет, либо не хватает квалификации.

Второе место: высокая цена. Действительно, ценовая планка на компьютеры Apple более высокая. Это, в общем-то, объяснимо, так как компьютеры Apple заслуженно считаются лучшими на рынке технологическими продуктами с деталями hi-end-класса. Если провести аналогию с автомобилями, то Apple и остальные ПК – это как ASTON MARTIN Джемса Бонда и машина российской сборки. Кроме того, частенько срабатывает эффект «мелкого шрифта», когда на ценнике технические характеристики пишутся мелко, а цена – крупно. В результате мало кто готов реально оценить вполне конкурентную стоимость одного килобайта оперативной памяти Apple, тем более, что он давно уже оперирует гигабайтами и терабайтами.

Третье место: Apple плохо подходит для корпоративного сегмента. Большинство крупных российских компаний, которые «доживают до апгрейда», начинали свой подъем на развалинах социалистического хозяйства, а в те времена доступными были только PC с Windows, и, когда приходит время новых машин, снабженцы – лютые враги прогресса – попросту подыскивают компьютеры, максимально схожие с теми, которые уже работают на предприятии. По их логике, если работает и плохое, зачем покупать лучшее?

Но руководители, приходящие на смену, все чаще имеют дивайсы от Apple – iPhone и iPad, которые реально лучше и удобнее традиционных PC. Это обстоятельство может оказаться стимул-фактором для перехода компаний на Маки, в результате чего будет меняться корпоративная платформа и, как следствие, повышаться культура бизнеса.

Четвертое место: под Мак недостаточно бизнес-приложений на русском языке. Это серьезная проблема. Правда, она относится скорее не к производителям «Apple-железа», а является проблемой инертности российских инноваторов-программистов. Не секрет, что лучшие из них уже давно работают за границей, а новые еще не выросли. Наверное, поэтому на русском языке для Maк-платформы предлагается только 9826 продуктов, в то время как для Windows – более 79 тысяч. Однако все течет, все меняется. Вот и Сколково, и ДФУ начинают работать. Уже не за горами «Apple-счастье» для россиян!

Пятое место: ремонт Apple более сложный и дорогой процесс. Здесь все просто. Это эффект, сходный с иллюзией о дешевизне китайских товаров. Дело в том, что Apple – более надежное техническое устройство, а значит, реже нуждается в ремонте. Кроме того, для ремонта требуются более квалифицированные специалисты, в отличие от PC, в которые можно лезть с молотком, отверткой и паяльником. Если вернуться к аналогиям с автомобилями, неудивительно, почему самой продаваемой автомашиной в России в 2010 году признана автовазовская классика – 2107.

Шестое место: для Маков мало игр. И действительно, игры на платформе Мак можно по пальцам посчитать, но господа, Apple – не игрушка, он создан для работы, и за игру на работе даже не в США, а, например, в Никарагуа можно запросто потерять ту самую работу. Что касается России, то не секрет – в рабочее время играет примерно 90% персонала. Да, воистину, «не ту страну назвали Гондурасом».

Последнее, седьмое место занял ответ: весь персонал Apple во главе со Стивом Джобсом – высокомерные снобы. Ответ вполне закономерный. Дело в том, что Apple постоянно выпускает инновационные и высококачественные продукты, которые становятся лучшими во всей отрасли, и те, у кого их пока нет, для оправдания собственных проблем перекладывают их на гениального Джобса. Мол, мы умные и красивые, а не приобретаем продукцию Apple в знак протеста против того, что руководитель компании высокомерен, а главное – носит водолазку и джинсы. Психологи называют это: «Возвышение собственного Я на критике оппонентов».

Итак, что же нужно сделать Apple, чтобы стать ведущим ПК в России?

Президент России Д.А. Медведев поступил просто – порекомендовал всем госслужащим обзавестись iPad. Радикальное решение, с учетом того, что это многомиллионное племя состоятельных людей. Что касается бизнес-сообщества, рассуждающего категориями спроса и предложения, то в последние годы все больше появляется поводов переходить на Маки, соответственно, стимулируя разработчиков ПО создавать альтернативные продукты для Mac OS X. Представляется, что скоро будет и рост переносов игр на платформу Мак.

Есть еще варианты достижения целей: во-первых, давайте дружно попросим Стива Джобса перестать носить водолазки и джинсы. Во-вторых, пусть немедленно выпустит дешевые ноутбуки-погремушки по цене ниже, чем китайские мобильные телефоны. В-третих, пусть позволит людям собирать собственные яблочные компьютеры из тех комплектующих, которые они хотят, и тогда появится Apple-Asser-Windows и так далее.

Бред какой-то. А ведь нужно-то немногое – просто убедить россиян в том, что Apple – это не культ, а будущее, и без Apple серьезно рассуждать об интеграции в мировое хозяйство – несерьезно. Опять же, а как мы будем выглядеть в глазах мирового бизнес-сообщества во время проведения саммита АТЭС? С кондовыми PСюками в руках или все-таки достойно – с дивайсами от Apple?

С уважением,
Валерий Асанов,
к.э.н., Psy.D, профессор.



Добавить комментарий

Войти через соцсети