Некоторые вопросы регистрации сделки купли-продажи недвижимости

В повседневной жизни приходится сталкиваться с оформлением в собственность недвижимого имущества. Одним из основных способов реализации недвижимости является купля-продажа. Большинству физических и юридических лиц покупать и продавать недвижимость приходится явно не каждый день, поэтому, когда такая необходимость возникает, появляется множество вопросов, особенно касающихся юридической части сделки. Ответы на некоторые из них можно получить в настоящей статье.

Уполномоченным органом на проведение регистрации является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения недвижимого имущества.

Важно помнить, что при купле-продаже жилого помещения совершают два регистрационных действия (регистрация договора и регистрация перехода права), а при купле-продаже нежилого помещения – только одно (регистрация перехода права к покупателю). Как правило, реги-страция сделки и регистрация перехода права осуществляются одновременно.

Для совершения сделки купли-продажи жилой недвижимости необходим пакет документов, включающий в себя:

  • заявления сторон договора (или их представителей при наличии у них нотариально удостоверенных доверенностей), бланки которых выдаются и подписываются непосредственно в регистрирующем органе;
  • заявление продавца о регистрации перехода права к покупателю и заявление покупателя о регистрации прав оформляются на бланках регистрирующего органа и подписываются при сдаче документов;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины (оригинал и копия). Если сторонами по сделке являются физические лица, госпошлина за регистрацию договора купли-продажи составит для них 1000 рублей, если юридические лица – 15 000 рублей. При этом в обоих случаях оплата происходит в равных долях по количеству участников сделки.

Если одна из сторон по сделке – физическое лицо, а другая – юридическое, госпошлина, оплачиваемая физическим лицом (покупатель/продавец), – 500 рублей; юридическим лицом (покупатель/продавец) – 7 500 руб. Госпошлина за регистрацию перехода права оплачивается покупателем-физическим лицом в размере 1 000 рублей, а покупателем-юридическим лицом в размере 15 000 рублей;

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности продавца на отчуждаемый объект недвижимости, если права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (оригинал и копия);
  • кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», но только в том случае, если не предоставлялся ранее и не был помещен в соответствующее дело (оригинал и копия);
  • подлинники договора купли-продажи, совершенного в простой письменной форме. Договор подписывается сторонами непосредственно в регистрирующем органе. Следует помнить, что любой договор предоставляется в соответствии с количеством сторон, участвующих в сделке плюс один экземпляр для регистрационного органа (для оставления в регистрационном деле);
  • акт приема-передачи недвижимости, также как и договор купли-продажи, предоставляется в соответствии с количеством сторон, участвующих в сделке плюс один экземпляр для регистрационного органа (подлинники);
  • справку по форме 9 (выдается в отделе вселения и регистрационного учета граждан (паспортном столе) по месту регистрации);
  • разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами);
  • нотариальное согласие супруга/супруги на совершение сделки купли-продажи недвижимости;

Юридические лица дополнительно предоставляют:

  • подлинники либо нотариально заверенные копии (для предъявления) и копии (для приобщения к делу) правоустанавливающих документов, учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица (оригинал и копия);
  • решение компетентного органа управления юридического лица об одобрении крупной сделки (как правило, это решение совета директоров (наблюдательного совета), протокол общего собрания акционеров, либо единственного участника общества, либо протокол общего собрания участников, необходимые в случае, если сделка является крупной). В случае если сделка не является крупной, предоставляется справка, подписанная директором и бухгалтером общества, о том, что стоимость имущества по сделке составляет менее 25% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Перечень документов, необходимых для регистрации перехода права на нежилое помещение, практически идентичен перечню документов, предоставляемых при регистрации договора купли-продажи и перехода прав на жилое помещение, исключением является справка по форме 9. Оплата государственной пошлины осуществляется покупателем только за регистрацию перехода права.

Представленные на государственную регистрацию документы подлежат регистрации в книге учета входящих документов. После чего заявителю выдается расписка в получении документов, которая через месяц со дня подачи документов предъявляется при получении зарегистрированного договора и свидетельства о переходе права собственности. В случае, если специалистом обнаружены ошибки в документах, подлежащих регистрации, они могут быть исправлены в течение трех дней. Также в случае, если предоставлен неполный пакет документов, необходимых для государственной регистрации, имеется возможность предоставить запрошенные документы в течение месяца со дня обращения в регистрирующий орган.

Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое можно оспорить только в судебном порядке.



Добавить комментарий

Войти через соцсети