2 ступени энергоэффективности

Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача,
и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения
потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов,
от внедрения передовых технологических решений.
Дмитрий Медведев

По итогам опубликования в предыдущем номере статьи «Энергосбережение – актуальность современности» у читателей возникли вопросы в основном прикладного характера. Вопросы интересные, касающиеся конкретных потребителей, и вопросы концептуального уровня в перспективе развития территорий и населенных пунктов. С некоторыми читателями завязался рабочий диалог, в основном касающийся перспектив энергосбережения на уровне органов местного самоуправления. К сожалению, из предоставленных муниципальными образованиями материалов программ повышения энергетической эффективности видно, что эти документы содержат в основном составляющие плановых ремонтов и, в некоторых случаях, строительства новых объектов инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения. О видимых и понятных специалистам и населению технических решениях, несущих явную материальную выгоду от рачительного использования энергоресурсов, в этих программах речи не идёт.

Всем известно, что через ветхие и некачественные окна и двери зданий происходит до 70% теплопотерь. Для устранения таких проблем вполне достаточно использовать по назначению денежные средства, поступающие в плановом порядке из имеющихся источников. Поэтому данная составляющая работы коммунальных служб в программу энергосбережения включаться не должна. Это проблема эффективности менеджмента муниципальных органов власти, системы мотивации в бизнесе ЖКХ новой формации и качества работы в этой области органов прокуратуры, что выходит за рамки обсуждаемой темы.

Программа энергосбережения, по мнению автора, не должна учитывать латание видимых дыр, это дело плановых ремонтов и качества работы руководства ЖКХ. Программа энергосбережения и эффективности должна иметь рациональные технические решения, несущие явные материальные выгоды от энергосбережения, с окупаемостью в кратчайшие сроки и повышением КПД при выработке энергии при снижении потребления энергоресурсов на выпуск единицы продукции и на поддержание условий комфорта для жизнедеятельности человека.

Для сравнения приведем пример: в среднем энергозатраты ЖКХ России на кв. м полезной площади в 4 раза выше, чем в Финляндии или Канаде, в 5 раз выше, чем в Швеции. Такая фантастическая разница достигается компетенцией и совместными усилиями управленцев и энергетиков в этих странах. Там государством создана система мотивации для энергетиков и потребителей по снижению потребления энергоресурсов и стоимости энергии. На сегодняшний день в России потребителям выгодно снижать затраты на энергоресурсы, а поставщикам энергии и энергоресурсов выгодно продать как можно больше и как можно дороже энергоресурсы, включая энергию и мощность.

Есть на государственном уровне указанная цель энергосбережения. Однако система мотивации для руководителей и акционеров энергоснабжающих организаций пока не создана.

Достаточно в буквальном смысле яркого примера периодического освещения улиц тысячами приборов большой мощности в светлое время суток, чаще в летнее время года. За всю эту роскошь платят жители города: частично энергоснабжающим организациям и коммунальным службам, частично как налогоплательщики. В данном случае можно предположить, что заботу автоинспекции о безопасности на дорогах, выраженную в требовании совершать движение автотранспорта в дневное время суток с включенными фарами энергетики приняли на свой счет и решили проявить дополнительную заботу о населении. Может быть, но вряд ли. Однако факт увеличения объёма продаж электроэнергии в существенных объёмах неоспорим. Плательщик при этом – бюджет, формируемый за счёт налогоплательщиков, в конечном итоге – жителей города.

Второй пример зимы и весны 2009-2010 гг.: при соблюдении качества подаваемого для отопления жилья теплоносителя батареи грели сверх всякой меры, а из-за того, что в наших помещениях нет современной системы регулирования тепла, мы вынуждены открывать форточки. Таким образом, налицо прямые потери энергии, и платить при этом за «лишнее» тепло пришлось населению. Тем более с 2011 г. закон требует повсеместного учета тепла в соответствии с принятым ФЗ «О теплоснабжении».

Такая же ситуация образуется в нерационально эксплуатируемой системе водоснабжения – из-за несбалансированной гидравлики в системе, незакрытых кранов и утечек в сетях. Перечислять далее другие примеры нет смысла…

О напрасно потраченном топливе свидетельствует статистика. Только на сектор ЖКХ в России приходится почти одна треть всех потерь энергии, по некоторым источникам – эквивалент 110 млн. тонн условного топлива в год (тепловая энергия: 1 Гкал = 0,1428 тонны условного топлива, электрическая энергия: 1 тыс. кВт. час = 0,12286 тонны условного топлива).

В данной статье будут рассмотрены две из многих ступеней повышения энергоэффективности и энергосбережения в перспективе развития города Владивостока – самого крупного в Приморье населённого пункта.

Владивосток газифицируется. Поэтому в первую очередь рассмотрим первую ступень энергосбережения, которая основана на технологической необходимости утилизации потенциальной энергии газа. Поскольку одной из основных целей газопровода является построение развитой системы газоснабжения промышленности и социально-бытового сектора. Газ будет подаваться от системы распределения Газпрома с давлением 1,2 мПа, а потребителям необходим газ с давлением 0,1; 0,3; 0,6 мПа.

Для удовлетворения требований потребителей по давлению газа в черте города будут размещены газовые редукционные станции и пункты (ГРС, ГРП).

При редуцировании газа на ГРС отбирается без дальнейшего полезного использования значительное количество потенциальной энергии избыточного давления газовых потоков, которая была ранее передана газу на компрессорных станциях магистральных газопроводов с затратой энергии, трудовых и материальных ресурсов. Эта потенциальная энергия газа имеет вполне конкретную стоимость. В целях энергосбережения и повышения эффективности общественного производства ее нужно и можно утилизировать с получением положительных эффектов.

Одним из известных направлений решения такой задачи является применение детандерных установок для выработки электроэнергии. Известно значительное количество разработок подобных установок как в зарубежных странах, так и в России.

На данный момент разработаны технологии комплексного использования «бросовой» энергии газа на ГРС для выработки электроэнергии и «холода» без сжигания топлива. Для этой цели создан мощностной ряд унифицированных пневмоэлектрогенераторных агрегатов (ПЭГА).

Эти агрегаты наиболее полно отвечают особенностям их функционирования одновременно с газовой и электрической системами, параметры которых изменяются по времени. Технология предусматривает одновременную выработку на ГРС электроэнергии с помощью агрегатов ПЭГА и полезное использование возникающего в результате расширения газа в турбине ПЭГА сопутствующего энергетического эффекта – «холода».

Температура газа в турбине снижается на 18-25°C. По технологии этот газ направляется в камеры холодильника и затем, после повышения его температуры до +1-2°C, он возвращается в трубопровод отвода газа от ГРС (рис. 1). При этом не нарушаются параметры газа, т. е. они остаются такими же, как и при работе ГРС без энергоблока.

Главной компонентой этого комплекса является энергоблок с агрегатами ПЭГА, т.к. именно с их помощью «бросовая» энергия избыточного давления газа на ГРС преобразуется в электроэнергию и «холод» для его полезного использования. При подаче газа от трубопровода подвода газа к ГРС через блок газораспределения к турбине потенциальная энергия газа превращается в ней в механическую энергию. Отработавший газ с пониженной температурой отводится в коллектор отвода газа. Турбина приводит во вращение вал ротора генератора. Вырабатываемая электроэнергия от генератора отводится в электросеть.

При работе не используются технологические агенты (масло, вода, тепло, электроэнергия), кроме возвращаемого в трубопровод потока газа. Отсутствует инфраструктура. Конструкция ПЭГА приспособлена для его эксплуатации на открытом воздухе в любых погодных условиях.

При этом отсутствует традиционное холодильно-компрессорное отделение. Стоимость сооружения и эксплуатации такого холодильника будет в 2 раза ниже по сравнению с традиционным. Окупаемость капитальных вложений не превысит двух лет. Срок службы – 60 лет.

Себестоимость вырабатываемого 1 кВт.ч энергии не превышает 6-7 копеек. После внедрения 2-3 электрохолодильных комплексов дальнейшая реализация программы может осуществляться за счет самофинансирования из прибыли.

Вторая ступень связана с локальными системами энергоснабжения, преимущественно закольцованными в единый комплекс, с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в непосредственной близости к потребителю и с более высоким КПД генерации, с участием в проекте ДГК и местной администрации. При этом повышается КПД, гарантировано снижаются затраты на топливо и на содержание сетей, в результате – себестоимость тепловой и электрической энергии существенно уменьшается.

Период окупаемости – от 2 до 5 лет, в зависимости от стартовых условий. Для интересующихся этим вопросом в деталях автор готов предоставить соответствующие материалы (e-mail: dalenergosnab@mail.ru).

Данное направление рассматривалось нами в ещё в 2005 г., с пониманием и заинтересованностью со стороны науки, руководителей ДГК и города Владивостока. Была предложена модель перехода от большой котельной ТЭЦ-2, основной функцией которой является выработка тепла для города Владивостока (электроэнергия – продукт побочный), к малым ГТС (газотурбинным станциям комбинированной выработки тепловой и электрической энергии). Экономика была выгодной, даже при доставке природного газа железнодорожным транспортом. Переход на более совершенную энергоэффективную модель жизнеобеспечения города мог произойти безболезненно для монополиста, покрывая убытки от сокращения сетей ТЭЦ-2 за счет прибыли от работы новой генерации. Далее – вывод из эксплуатации ТЭЦ-2, затем и ТЭЦ-1.

Основным тормозом во внедрении указанных технических решений энергообеспечения Владивостока стала коррупция среди некоторых чиновников высокого ранга, связанных материальной заинтересованностью с работающими на объектах инфраструктуры города подрядчиками. Затем усилила влияние известная политическая составляющая.

В результате население и предприятия города потратили лишние денежные средства, а бюджеты разных уровней получили огромные убытки и недополучили немалые деньги. Данное утверждение элементарно доказуемо расчетами, а техническое и экономическое заключение по итогам компетентного рассмотрения ситуации было бы полезно при составлении программы энергосбережения и энергоэффективности города Владивостока. Однако это не сделано. Строящаяся генерация на о. Русский и известные отписки чиновников не в счёт.

Установка ГТУ различной мощности, применительно к каждой конкретной ситуации, с комбинированной выработкой тепла и электроэнергии, вплоть до генерации на каждом объекте, даст более высокий экономический эффект, чем вложения по переводу на газ угольной ТЭЦ-2. Такие вложения нерациональны, расточительны и нецелесообразны. Прежде всего – ТЭЦ с сетями большой протяженности, с технической инфраструктурой, с большим количеством используемой в качестве теплоносителя воды с закрытым контуром и горячим водоснабжением, с неизбежными утечками, с потерями тепла в атмосферу. На фоне общего энергосбережения потребитель заинтересован в удешевлении потребления энергии.

Это неизбежно приведёт к сокращению отбора тепла и горячей воды из единой централизованной системы, строительство своей генерации потребителями. Тепловые сети при этом не станут короче, а их содержание – дешевле. Результатом недозагрузки больших котельных (ТЭЦ) будет удорожание энергоснабжения. «Доить» бюджет за счет регулируемого государством тарифа и гарантий обеспечивать жителей водой, энергией и теплом долго не удастся. Придется выстраивать новую систему целей и взаимоотношений участников энергетического сектора экономики.

Со стороны государства эти шаги сделаны. Поэтому в обозримом будущем многим «специалистам», привыкшим работать по сложившимся в перестроечно-рыночный период неформальным законам, придётся менять профессию. Изменения в сфере энергетики, инициированные государством, дают основания полагать, что начинается историческая фаза рациональной экономики в энергетике России.



Добавить комментарий

Войти через соцсети