По дороге кормить не будут?

В экономике 1999 года все шло как обычно в предыдущие годы: пристальное внимание к изменению курса доллара и зависимость от колебания цен на мировом нефтяном рынке. Но было и существенное отличие: по сравнению с прошлыми годами в стране начался рост производства и закончился благодатный период дешевых денег. Их пришлось зарабатывать.

Несмотря на все перемены, произошедшие в правительстве, держатели долларовых активов если и разбогатели, то не намного, гораздо выше были прибыли от инвестиций, направленных в производство. Но Россия продолжает оставаться страной с высокой по мировым меркам инфляцией.

Правительство, со своей стороны, пытается задействовать рыночные силы, высвобождая неэффективно используемые ресурсы для более продуктивного их использования.

Одним из инструментов подобного использования является процесс реструктуризации задолженности в бюджет. Несмотря на всю привлекательность условий положения по реструктуризации, выполнение их зачастую является невозможным для отдельно взятого предприятия по следующим причинам:

  1. Предприятие должник, как правило, испытывает нехватку оборотных средств и уплата в течении 2-х месяцев текущих налогов, а затем предоставление последующей рассрочки просто невозможна.
  2. Платежи в бюджет – не единственные обязательные платежи, которые необходимо платить предприятию, и зачастую бюджетные платежи составляют примерно 40% от общей задолженности предприятия.

Безусловно, у внебюджетных фондов также существуют свои положения по реструктуризации задолженности. Но предприятие сталкивается с проблемой незамедлительного выполнения условий реструктуризации бюджетных и внебюджетных фондов, а при дефиците оборотных средств эти условия зачастую приводят предприятие к процедуре банкротства. По статистике редкая процедура банкротства возвращает средства в бюджет, но тем не менее количество предприятий, на которых вводится процедура банкротства неуклонно растет. Т. е. Постановления правительства по реструктуризации, главная цель которых поиск источников роста предприятий, не выполняет своей задачи. Безусловно, реструктуризация долгов по налогам и сборам значительно облегчает хозяйственно-экономическую деятельность на более благополучных предприятиях, но если реструктуризация задолженности по налогам и сборам по сути является отсрочкой платежей на льготных условиях, то проблема необходимости миллиардного инвестирования в промышленность куда более неразрешимая.

Систему реорганизационных мер можно рассматривать как один из вариантов развития бизнеса. Существуют разные направления реструктуризации предприятий, однако они практически не используются в бизнесе.

По причине серьезных изменений в производстве, связанных с распределением прав собственности и финансовых ресурсов у владельцев предприятий. В результате приватизации большой пакет акций получили работники и руководители предприятий. Несомненно эти владельцы вряд ли могут выступить в качестве инвесторов. Крупные пакеты акций крупных предприятий, развитие который признано приоритетным в регионах, как правило, принадлежат государству.

Практически всем предприятиям необходимы инвестиции и единственной возможностью получить их является продажа пакета акций внешнему инвестору, который в дальнейшем будет формировать систему управления. Безусловно, дороже стоит акция прибыльной компании, чем терпящей убытки. Следовательно, стоимость меньшего пакета акций прибыльной компании оказывается выше, чем стоимость большего количества акций предприятия, находящегося на грани банкротства. Но внешние инвесторы, как правило, интересуются крупными предприятиями, способными обеспечивать прибыль при минимальных затратах в ближайшей перспективе.

Еще одна причина – это корпоративное управление. Экономическая ситуация усугубляется тем, что предприятиям необходимы кредиты не для новых капитальных инвестиций, а для финансирования текущей деятельности, пополнения оборотных активов.

В кредит получить деньги от финансовых институтов очень трудно, система ГКО рухнула. Неудачи частных иностранных инвесторов на Российском рынке отучили западные банки давать русским кредиты. Но отрадно то, что на рынке по-прежнему много товаров, рублей и долларов, и это является признаком рыночной экономики, отсюда и рост производства. Здесь следует заметить, что большая часть валового продукта страны получена за счет экспорта природных ископаемых, т.е. того продукта, который принадлежит всему народу, лишь 2% населения страны по статистике являются наиболее обеспеченной частью населения, что свидетельствует просто о несправедливом налогообложении.

Работать в России по-прежнему очень трудно – мешает отсутствие нормального государства, уважения к законам и собственности. Именно поэтому экономический рост был такой медленный. Видимо, главная загадка России – развиваться не по законам, а вопреки им – останется неразгаданной еще долго. И еще очень долго русские будут зарабатывать деньги без энтузиазма, а только на уровне предельного выживания, но будут.



Добавить комментарий

Войти через соцсети