Правовой аспект организации пролведения Саммита АТЭС 2012
Организация проведения саммита «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» привнесла немало изменений в жизнь административного центра Приморского края. Данная тематика чаще всего вызывает ассоциации со сменой архитектурного облика города и развитием транспортной инфраструктуры региона. Однако не менее важной и значимой является правовая сторона вопроса, которая напрямую затрагивает права жителей города и края.
Организация столь масштабного мероприятия повлекла за собой изменения во всей системе права, причем не только на местном и краевом, но и на федеральном уровне. В настоящей публикации речь пойдет об основных изменениях действующего законодательства в связи с организацией проведения саммита АТЭС.
Основным нормативно-правовым актом, закрепляющим наиболее существенные изменения, является Федеральный закон от 08.05.2009 №93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон»).
Названным Федеральным законом предусмотрены следующие основные особенности :
- Является правовой основой упрощения порядка привлечения и использования лицами, участвующими в строительстве объектов саммита, иностранной рабочей силы. В результате привлечение иностранных работников не ограничено лимитом, в 2-3 раза укорочены сроки на выдачу разрешений на временное проживание, на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешений на работу; иностранным гражданам, участвующим в организации проведения саммита на должностях руководителей, предоставлено право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу.
- Предусмотрен упрощенный порядок утверждения документации по планировке территории города для размещения объектов саммита (без проведения публичных слушаний).
- Сокращает предельный срок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов саммита (до 2 месяцев, вместо предусмотренного Градостроительным кодексом РФ трехмесячного срока), а также срок проведения государственной экологической экспертизы (до 45 дней вместо ранее установленных 3-6 месяцев).
- Устанавливает особенности изъятия земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества для размещения объектов саммита на территории всего Приморского края на период по 1 января 2012 г., а именно:
- предусмотрена возможность изъятия у правообладателей части земельных участков площадью, необходимой для строительства объектов саммита;
- определен укороченный срок уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии (7 дней с момента его принятия), а также срок на подписание соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (3 месяца со дня предоставления правообладателю возможности ознакомления с проектом такого соглашения);
- сокращены сроки вступления в силу и обжалования решений арбитражных судов по спорам об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения объектов саммита, о выплате выкупной цены, возмещении убытков, предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества до 10 дней с момента принятия соответствующих решений;
- сокращены сроки рассмотрения жалоб на решения судов первой инстанции, принятые по вышеназванным вопросам (апелляционная жалоба на решение арбитражного суда подлежит рассмотрению в течение 10 дней, а кассационная жалоба на решение суда общей юрисдикции – в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока на обжалование таких судебных актов).
- Предусматривает возможность установления сервитутов (ограниченного права пользования чужими земельными участками) для нужд строительства объектов саммита (напр., для провоза и складирования строительных материалов, для размещения временных сооружений). В отличие от гражданского законодательства, сервитут для нужд саммита, установленный на срок менее года, не подлежит государственной регистрации.
- Устанавливает особенности использования лесов, заключающиеся в том, что для размещения объектов саммита допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством.
- Вносит ряд изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, введена процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронном виде, которая, с одной стороны, упрощает порядок проведения аукциона, а с другой, в связи со сбоями на электронных площадках, приводит к ущемлению прав участников аукционов.
Рассматривая вопрос о нововведениях в законодательстве, следует учитывать, что принятые изменения призваны максимально ускорить организацию проведения саммита АТЭС 2012, без чего реализация ряда амбициозных проектов в установленные сроки могла оказаться невозможной. Стремясь обеспечить публичные интересы, законодатель потеснил имущественные интересы частных лиц, причем ограничения коснулись не только их имущественных прав, но и права на их судебную защиту.
При этом данные изменения большей частью носят целевой и временный характер, и действуют только на территории Приморского края в период до 2012 г.