Правовой аспект организации пролведения Саммита АТЭС 2012

Организация проведения саммита «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» привнесла немало изменений в жизнь административного центра Приморского края. Данная тематика чаще всего вызывает ассоциации со сменой архитектурного облика города и развитием транспортной инфраструктуры региона. Однако не менее важной и значимой является правовая сторона вопроса, которая напрямую затрагивает права жителей города и края.

Организация столь масштабного мероприятия повлекла за собой изменения во всей системе права, причем не только на местном и краевом, но и на федеральном уровне. В настоящей публикации речь пойдет об основных изменениях действующего законодательства в связи с организацией проведения саммита АТЭС.

Основным нормативно-правовым актом, закрепляющим наиболее существенные изменения, является Федеральный закон от 08.05.2009 №93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Федеральный закон»).

Названным Федеральным законом предусмотрены следующие основные особенности :

  1. Является правовой основой упрощения порядка привлечения и использования лицами, участвующими в строительстве объектов саммита, иностранной рабочей силы. В результате привлечение иностранных работников не ограничено лимитом, в 2-3 раза укорочены сроки на выдачу разрешений на временное проживание, на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешений на работу; иностранным гражданам, участвующим в организации проведения саммита на должностях руководителей, предоставлено право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу.
  2. Предусмотрен упрощенный порядок утверждения документации по планировке территории города для размещения объектов саммита (без проведения публичных слушаний).
  3. Сокращает предельный срок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов саммита (до 2 месяцев, вместо предусмотренного Градостроительным кодексом РФ трехмесячного срока), а также срок проведения государственной экологической экспертизы (до 45 дней вместо ранее установленных 3-6 месяцев).
  4. Устанавливает особенности изъятия земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества для размещения объектов саммита на территории всего Приморского края на период по 1 января 2012 г., а именно:
    • предусмотрена возможность изъятия у правообладателей части земельных участков площадью, необходимой для строительства объектов саммита;
    • определен укороченный срок уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии (7 дней с момента его принятия), а также срок на подписание соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (3 месяца со дня предоставления правообладателю возможности ознакомления с проектом такого соглашения);
    • сокращены сроки вступления в силу и обжалования решений арбитражных судов по спорам об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения объектов саммита, о выплате выкупной цены, возмещении убытков, предоставлении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества до 10 дней с момента принятия соответствующих решений;
    • сокращены сроки рассмотрения жалоб на решения судов первой инстанции, принятые по вышеназванным вопросам (апелляционная жалоба на решение арбитражного суда подлежит рассмотрению в течение 10 дней, а кассационная жалоба на решение суда общей юрисдикции – в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока на обжалование таких судебных актов).
  5. Предусматривает возможность установления сервитутов (ограниченного права пользования чужими земельными участками) для нужд строительства объектов саммита (напр., для провоза и складирования строительных материалов, для размещения временных сооружений). В отличие от гражданского законодательства, сервитут для нужд саммита, установленный на срок менее года, не подлежит государственной регистрации.
  6. Устанавливает особенности использования лесов, заключающиеся в том, что для размещения объектов саммита допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством.
  7. Вносит ряд изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, введена процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронном виде, которая, с одной стороны, упрощает порядок проведения аукциона, а с другой, в связи со сбоями на электронных площадках, приводит к ущемлению прав участников аукционов.

Рассматривая вопрос о нововведениях в законодательстве, следует учитывать, что принятые изменения призваны максимально ускорить организацию проведения саммита АТЭС 2012, без чего реализация ряда амбициозных проектов в установленные сроки могла оказаться невозможной. Стремясь обеспечить публичные интересы, законодатель потеснил имущественные интересы частных лиц, причем ограничения коснулись не только их имущественных прав, но и права на их судебную защиту.

При этом данные изменения большей частью носят целевой и временный характер, и действуют только на территории Приморского края в период до 2012 г.



Добавить комментарий

Войти через соцсети