Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Преодоление кризиса доверия инвесторов к финансовым институтам

Известно, что результатом августовского финансового кризиса 1998 года стал почти полный крах рынка ценных бумаг. Многими обозревателями и аналитиками в то время был сделан прогноз в весьма пессимистических тонах. По их мнению, восстановление фондового рынка в России можно было ожидать в сроки, исчисляемые годами. Никто не мог предполагать, что существенное оживление на рынке произойдет уже в феврале 1999 года, когда активность рынка (на примере оборотов торгов в Межрегиональной торговой системе ММВБ) достигла докризисного уровня. И уж никто не мог предполагать, что к концу 1999 и особенно на начало 2000 года объемы торгов перекроют этот уровень в 2-3 раза. Как показывает практика, те инвесторы, которые рискнули "вложиться" в акции осенью 1999 года, получили сегодня баснословные прибыли. Всего за один месяц (декабрь-январь) можно было получить доход от 60 до 150% в зависимости от того, в акции какого эмитента были вложены средства. Судя по прогнозам, рост рынка еще не кончился. Специалисты прогнозируют продолжение этого роста вплоть до выборов нового президента России.

Таким образом, в настоящее время российский рынок среди развивающихся рынков других стран является наиболее доходным, как для российского инвестора, так и для иностранного. Можно смело рекомендовать не упускать момент получения существенной прибыли. Поведение нынешнего российского рынка скорее всего будет зависеть в основном от краткосрочных факторов, таких как: политические события; результаты выборов; возможные послевыборные колебания курса правительства; кредиты МВФ; ситуация на мировых рынках; цены на нефть. Специфика российского рынка показывает, что еще долгое время (по самым оптимистическим прогнозам не менее года) на нем будут преобладать спекулятивные тенденции. Нормального развития рынок достигнет только тогда, когда он станет средством привлечения долгосрочных инвестиций в экономику России. При этом соотношение спекулятивного и инвестиционного рынка должно сместиться в сторону последнего. Только тогда может произойти полноценное интегрирование российского рынка в мировую финансовую сферу. Однако такое смещение может произойти только при условиях, которых до сих пор не хватает для нормального развития фондового рынка. Кроме экономических проблем, это также вопросы, связанные с законодательством, с собственностью на акции. Необходимо избегать политической неопределенности и нового передела собственности, тенденции к которому мы могли наблюдать в последнее время (взять, к примеру, прецедент деприватизации Ломоносовского фарфорового завода).

Кроме того, к необходимым условиям увеличения доли долгосрочных инвестиций инвесторами посредством фондового рынка относится также его "прозрачность". За осуществление этого принципа в 1999 году всерьез взялась ФКЦБ России. Надо отметить, что Федеральная комиссия стала более строго подходить к непредоставлению регулярной отчетности эмитентов. В случае нарушения сроков предоставления такой отчетности организованная торговля этими акциями приостанавливалась. Существующая у ФКЦБ программа раскрытия информации должна способствовать повышению привлекательности инвестиционных процессов. Однако следует отметить также, что степень раскрытия информации должна быть в определенных пределах и не затрагивать коммерческие тайны эмитентов - только тогда эмитент будет заинтересован в ее предоставлении.

Если предположить, что все условия развития рынка, перечисленные выше, будут выполнены, то для достижения полноценного инвестиционного климата остается восстановить доверие инвесторов к финансовым институтам, через которые большинство инвесторов проводят операции с ценными бумагами. В этом вопросе обстановка постепенно также становиться лучше. Кризис способствовал уходу с рынка наиболее слабых и нестабильных его участников, а также проводивших ранее недальновидную, рассчитанную на сиюминутный успех финансовую политику. Сейчас можно надеяться, что к тем финансовым институтам, которые его преодолели, следует относиться с большим доверием, чем до кризиса. Причем хочется добавить, что развитие инфраструктуры рынка в настоящее время достигло такого уровня, что те его участники, которые совершают свои операции с ценными бумагами через биржевую торговлю (особенно хорошо проявила себя Торговая система ММВБ) значительно сокращают свои риски. Совершая свои операции через официального дилера (банк), любой инвестор практически может не опасаться его банкротства. Ведь ценные бумаги в отличие от денег, лежащих на депозитных счетах, всегда можно простым депозитарным поручением перевести другому дилеру вне зависимости от финансового состояния банка. Тогда как практически каждый из нас знает, что получить свои деньги у проблемного банка чаще всего бывает очень трудно или невозможно. Почему здесь идет речь о дилере как о банке? Ведь дилером может быть любой профессиональный участник рынка ценных бумаг. Дело в том, что в нашем регионе события развивались таким образом, что наши инвесторы оперативно могут совершать операции с ценными бумагами на организованном рынке только через Региональную торговую площадку АТМВБ, как представителя Торговой системы ММВБ. Дилерами по операциям с акциями на АТМВБ являются пять банков: "Дальневосточный банк", "Примсоцбанк", "Дальрыббанк", банк "Приморье" (все г. Владивосток) и банк "Дземги" (г. Комсомольск-на-Амуре).

Еще одним важным моментом, который непосредственно связан с развитием фондового рынка, является преодоление в массовом сознании непонимания предназначения и правил работы на рынке ценных бумаг. К сожалению, большинство граждан России до сих пор еще считают, что рынок ценных бумаг и "пирамида" МММ практически одно и то же, а торговлю на бирже часто не отличают от игры в казино. Именно поэтому доля капиталов населения в нашей стране, вложенных в ценные бумаги занимает весьма незначительную часть от общей капитализации акций. Этим мы еще сильно отличаемся от развитых стран, в которых даже бабушки "вкладываются" в акции известных фирм. Нам необходимо приложить еще много усилий в этом направлении. Только в том случае, когда доля внутренних инвесторов будет преобладать над долей внешних мы станем меньше зависимы от макроэкономических процессов. Но сейчас об этом остается только мечтать. А пока необходимо планомерно, используя все доступные методы, заниматься просветительской деятельностью среди населения - выпуск регулярных программ о фондовом рынке для населения по радио и телевидению; создание консультационно-информационных фондовых центров; введение обязательных курсов по фондовому рынку в школах и вузах страны и т.д. Необходимо также признать, что очень часто мы сталкиваемся и с непониманием многими предприятиями, которые, к сожалению, часто не намного лучше, чем частные лица, понимают роль фондового рынка в экономике страны. Все это заставляет нас задуматься о роли бирж в решении этих вопросов. С одной стороны, основной задачей биржи является техническая организация проведения участниками фондового рынка операций с ценными бумагами на открытом рынке, сведения к минимуму рисков, связанных с этими операциями для участников торгов. С другой стороны, при нынешнем состоянии рынка этого мало. Биржам просто необходимо заниматься консультационно-просветительской деятельностью среди населения и эмитентов. С этой целью на АТМВБ ведется определенная работа. С лета 1999 года нами организован Консультационно-информационный центр АТМВБ, предназначенный в первую очередь для населения, а также и для предприятий региона. На бесплатной основе (мы считаем ажным показать, что биржа не преследует здесь коммерческих интересов) мы консультируем по всем вопросам, связанным с участием всех желающих в биржевой торговле ценными бумагами на открытом рынке.

В настоящее время нами прорабатывается проект создания Владивостокского фондового центра, где планируется существенное расширение консультационно-информационных услуг, а также обеспечение брокерских услуг для всех желающих проводить операции с ценными бумагами на открытом рынке. Одним из основных принципов работы такого центра должно стать создание для клиентов максимально упрощенной схемы проведения операций на фондовом рынке, а также минимизация расходов, связанных с этими операциями. Для осуществления этого проекта недостаточно одних наших усилий. По ряду причин необходима поддержка администраций края и города. Известно, что только благодаря поддержке Московской администрации уже около года назад был осуществлен проект создания Московского фондового центра, успешно работающего уже в четырех районах Москвы и в Московской области.

Реализация подобного проекта в нашем городе, с нашей точки зрения, может существенно оживить инвестиционный климат в регионе, а обеспечение открытости и участия региональной исполнительной власти в осуществлении проекта поможет обеспечить преодоление кризиса доверия инвесторов как к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, так и к фондовому рынку в целом.