За железным занавесом таможни

Развитие экономики России, преодоление кризиса, рост благосостояния страны – сегодня эти темы обсуждаются целыми сутками на страницах официальных печатных СМИ, с экранов телевизоров и в Интернете. Но, если вникнуть в суть подаваемой нам информации, то у любого здравомыслящего человека возникает ощущение того, что журналисты, или само правительство либо откровенно искажают информацию, либо попросту очень далеки от существующей реальности.

Сегодня речь пойдет о наболевшем для всех бизнесменов, работающих в области внешнеэкономической деятельности – о проводимой российской таможней политике, благодаря которой, буквально за два года, были фактически загубленны торговые отношения с зарубежными странами, задавлен экспорт и импорт, без которых, как показывает вековой опыт, развитие и процветание государства невозможно. Это подтверждается статистикой, по показателям которой около 40% дохода в бюджет страны поступает от пошлин с экспорта и импорта, с НДС, взымаемого от ввозимого из-за рубежа товара.

Поражает то, что главным препоном для нормального ведения внешнеэкономической деятельности является наша российская таможня, одна из основных задач которой – «стоять на защите внешнеэкономической деятельности». Тем не менее, по факту она и является главным препятствием для нормальной работы компаний, занимающихся экспортом и импортом. Что сегодня представляет собой местное таможенное ведомство: максимально «раздутый» штат, постоянная волокита и проволочки в оформлении деклараций. Все это не дает бизнесменам возможности вести торговые отношения с зарубежными партнерами в общепринятом графике. Сегодня коммерсанты с ностальгической теплотой вспоминают еще недавние времена, когда таможенный аппарат был чуть ли не вдвое меньше, чем сейчас, и за сутки на погранпереходах оформлялись и проходили досмотр до сотни машин. Теперь же их проходит меньше десятка в день. Механизм подачи и получения декларации на вывозимый товар усложнен до того, что очереди у «парадного подъезда» занимают еще затемно и за несколько дней вперед. Дошло до того, что отдельные предприимчивые граждане открыли новый вид бизнеса – продавать свои места, что поближе к заветной двери тем, у кого сроки вывозки товара не терпят отлагательств. Спрос рождает предложение, и цена за одно место доходит до 100 долларов.

Сегодня в стране развернулась мощная кампания по борьбе с коррупцией, но сложившаяся на таможне ситуация только провоцирует декларантов искать «лазейки» и окольные пути, чтобы попасть на прием к инспектору, минуя километровый хвост очереди к нужному кабинету. Другого выхода зачастую у бизнесменов нет, ведь за законные 72 часа задекларировать вывозимый товар сегодня практически нереально. Таможенники находят миллионы причин чтобы отложить дело в долгий ящик, устраивают дополнительные проверки, в результате которых процесс декларирования груза затягивается до 10 суток. Иностранные партнеры в шоке, им попросту невдомек, почему российская таможня, вместо того чтобы помогать гражданам своей же страны вести торговые отношения с другими странами, приносить налоги в бюджет своего государства, наоборот, всячески им мешает и старается сделать все, чтобы товар не дошел до своего покупателя. Пока иностранцы ломают головы, чтобы понять «загадочность души» русского таможенника, товар лежит на складах, суда простаивают на рейде, а экспортеры платят из своего кармана за последствия бдительности и щепетильности государственных служащих. С последних, как говориться, и «взятки гладки» – в таможенном кодексе четко прописано, что дополнительные проверки и экспертизы проводятся за счет декларанта. В общем, мягкое место у таможенников и в этом вопросе прикрыто со всех сторон, так что глумиться над бизнесменами можно сколько и как угодно. Что тут попишешь: у каждого свои интересы, а о потере престижа нашей страны в глазах иностранцев говорить не приходится.

Другая проблема – это размеры пошлин на экспортируемый товар. Установление экспортных и импортных таможенных пошлин зачастую происходит на основании устаревших документов, принятых еще до кризиса. Волотильность цен на экспортные товары сегодня достигает двукратного размера. Цены на сырье с 2008г. снижались до 3,5 раз, но никого это не волнует. В таможенной среде возобладает догматизм и желание получить как можно больше с участника ВЭД. Господа таможенники! Прежде чем начинать с бизнесменов «лупить по полной», может быть, стоит изучить динамику цен на мировом рынке на тот или другой вид товара? Или зря считается, что основным признаком нашего времени является «гибкость во всем и везде»? Неудивительно, что иностранцы никак не могут взять в толк, почему во всех странах таможня всячески способствует развитию внешнеэкономической деятельности, и только в России является органом силового, запрещающего действия, настоящим «железным занавесом» для экспорта и импорта. В результате страдают все – наши бизнесмены вынуждены закрывать фирмы и уезжать в те страны, где можно спокойно и уверенно заниматься своим делом, а на приграничных территориях Китая закрываются выстроенные несколько лет назад по нашей же просьбе огромные торговые комплексы и бизнес-центры, так как товар из Поднебесной перевезти на российскую сторону в настоящее время практически нереально. Мы уже не говорим о том, что самолеты по направлению Японии или стран юго-Восточной Азии летают фактически пустыми – ни нашим бизнесменам, ни их партнерам из близрасположенных государств торговать друг с другом уже не представляется возможным.

То, что наша граница превратилась в настоящий барьер для пересекающих границу Российской Федерации – это не пустые слова, примеров на этот счет достаточно. Взять хотя бы то, что в любом китайском аэропроту пассажиров встречает один менеджер, который успевает сделать все, чтобы туристы чувствовали себя уважаемыми и желанными гостями. Когда же самолет из-за рубежа приземляется в российском аэропорту, то у трапа стоит чуть ли не взвод пограничников с собаками, для которых каждый спускающийся по трапу уже является подозреваемым в каком-либо нарушении. Как говорится, «театр начинается с вешалки»…

В результате проводимой государством политики, малый и средний бизнес в нашей стране хиреет и чахнет прямо на глазах. Неужели в недалеком будущем Россия будет экспортировать за рубеж только содержимое нефте-газовых труб, а остальные виды товаров так и останутся гнить на складах до скончания века?



Добавить комментарий

Войти через соцсети