Ломовая эпопея на таможне: продолжение следует

В декабре 2009 года «ВБ» освещал события с поля боя между таможней и приморскими экспортерами металлолома, у которых на погранпереходе «Полтавка» был незаконно задержан груз, состоящий из разделанных фрагментов бронетанковой техники, приобретенных через торги у Министерства Обороны. В результате предприятия несут ощутимые убытки, а их зарубежные партнеры не могут вовремя получить свой груз. Конфликт до сих пор не исчерпан, и в данном выпуске мы продолжаем отслеживать развитие событий.

В краевом Арбитражном суде лежат сразу два заявления от бизнесменов, которые стараются вернуть незаконно задержанный груз и доказать свою невиновность. Таможенники же заняли «глухую» оборону, по всей видимости считая, что признание собственной неправоты будет тем самым «несмываемым пятном» на их мундирах.

В феврале Уссурийская таможня вынесла постановление по делу о той самой злополучной партии лома легированной некоррозионостойкой стали разделанной бронетанковой техники, признав «металлистов» виновными по ст.16.2, ч.1 Кодекса Административных Правонарушений РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», наказав их штрафом в размере 11 741 р. 31 коп. Бог с ними, с деньгами! Дело в принципе – бизнесмены просто устали от постоянных препонов, волокиты, унижений, невозможности работать по нормальному графику, нелепых придирок, а главное – от невозможности давать 100% гарантию иностранным покупателям, потому что экспортируемый товар может быть в любой момент задержан или арестован на таможне.

Это дело длится с позапрошлого года, и, очевидно, этот груз перейдет границу еще очень не скоро. Напомним, что вся партия была задекларирована в марте 2009 г. При первичном таможенном досмотре никаких нарушений выявлено не было, что подтверждено соответствующим актом. И буквально при пересечении границы автомобили были задержаны, а груз отправлен на экспертизу в ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ, которая выяснила, что «на фрагментах разрезанных корпусов и башен присутствуют узлы, детали и специальное оборудование, не приведенное в окончательную непригодность, чтобы отнести их в лом, а именно: балансир, крышка люка, элементы системы дистанционной постановки дымовой завесы, механизм поворота, остановочный тормоз, торсионный вал, противоминный трал, блок дополнительной защиты башни». И теперь наши «металлисты» из честных бизнесменов превратились в контрабандистов. Хорошо, что их еще не обвинили в торговле оружием: а то вдруг они вывозят за рубеж «конструктор», из которого милитаристы легко соберут боеспособный танк? Абсурд в том, что эту броню разделывали (по установленной схеме) на «206-м бронетанковом ремонтном заводе» под контролем инженера бронетанковых войск, что подтверждается в акте списания. Главное автобронетанковое управление выдало заключение, что разделанная броня является ломом и не является пригодной для дальнейшего использования по прямому назначению. Только таможенникам этого показалось мало, и они назначили своего эксперта, который не только не имеет никакого отношения к бронетанковой технике и ремонтно-восстановительным работам, но и у которого отсутствует лицензия на право выдачи заключений по отношению экспортируемых товаров к военной технике. Сегодня «металлисты» это постановление Уссурийской таможни оспаривают в Арбитражном суде Приморского края, и дело это уже не первое.

Возникает ощущение, что для наших таможенников любая партия металлолома, содержащая в себе фрагменты военной техники, является «долей риска». И ради перестраховки они начинают искать способы отказать в декларировании груза.

В декабре 2009 г. между двумя сторонами снова разгорелся «бронетанковый» скандал, в котором замешана Владивостокская таможня. Бизнесмены заключили внешнеэкономический контракт на поставку в одну из стран АТР партии лома черных металлов и подали временную грузовую таможенную декларацию, к которой прилагались заключение СЭС, паспорт сделки, погрузочное поручение, акт экспертизы ЗАО «Дальневосточная экспертиза», подтверждающий факт соответствия товара лому черных металлов из легированной некоррозионостойкой стали различных категорий, групп и марок, состоящего из разделанной танковой брони. Но этого таможенному управлению показалось мало, выпуск декларации был приостановлен, а экспортерам было предъявлено требование предоставить техническую документацию, а также заключение экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ. Тем временем зафрахтованное судно было уже загружено и готово к выходу в море, и каждый день его простоя у причальной стенки выходил коммерсантам в круглую сумму. Несмотря на предоставление всех предусмотренных законом документов, груз задекларирован так и не был, и компании пришлось срочно направить своего представителя в Москву, откуда он привез заключение экспертов Министерства Обороны о том, что заявленный товар действительно является ломом черных металлов, а не военной техникой или товаром военного назначения. В итоге груз отправился к своему покупателю со значительным опозданием. Бизнесмены снова подали заявление в Арбитражный суд Приморского края.

Эти два примера – далеко не полная картина, с которой ежедневно сталкиваются на таможне компании, занимающиеся экспортом тех или иных видов товаров за рубеж. Механизм перевоза за рубеж грузов усложняется с каждым днем. Кто пробовал подать декларацию, тот знает, что этот процесс превратился в настоящее издевательство. Очередь занимается с 6 утра, и через час у дверей стоит уже до 25 человек, и нет никакой гарантии попасть в нужный кабинет. Инспекторов элементарно не хватает, и ждать своего часа можно до недели. Спору нет, в стране делается многое, чтобы разрядить ситуацию. Например, разработана и внедрена программа электронного декларирования грузов, посредством которой представленная декларантом информация отправляется по Интернету сначала в региональное таможенное управление, затем переправляется в Москву, а оттуда на таможенные посты. Но из-за несовершенства нашей коммуникационной системы зачастую информация, которая отправляется в очень большом объеме, теряется во Всемирной сети, часто зависают таможенные серверы. Поэтому экспортерам приходится давиться в духоте и тесноте, ожидая своей очереди на прием.

Все вышеизложенные факты лишний раз подтверждают полную несовершенность нашей таможенной системы. Таможенники не несут никакой ответственности за свои действия, и бизнесмены терпят колоссальные убытки, и вместо того, чтобы заниматься своим делом, им приходится стоять в очередях, ходить по судебным инстанциям и каждый раз ощущать себя ненужными собственному государству, политика которого, как известно, строится на рыночной экономике.



Добавить комментарий

Войти через соцсети