Проблемы Российского менеджмента

Затянувшийся в российском обществе переход к новой модели хозяйствования содержит в себе реальные действия по изменению отношения к менеджменту. Сегодня менеджменту учат все, кто желает, и везде, где можно. Вообще, процесс ликвидации управленческой безграмотности в России происходит естественным и вялотекущим образом и у него есть серьезный недостаток – он, процесс, НЕСИСТЕМЕН, а следовательно, НЕУПРАВЛЯЕМ.

Как и чем измерить эту несистемность? Как показать низкую результативность образовательных усилий в области управления? Как перевести потенциальную энергию российской управленческой науки, образования и практики в кинетическую энергию КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА? Как в исторически короткий срок повысить уровень отечественной управленческой культуры до мирового уровня? Ответить на подобные вопросы необходимо как можно быстрее, и сделать это можно по-разному, в том числе и путем организации постоянной мыслекоммуникации между менеджерами, учеными и всеми, кого эта тема волнует. Одной из форм такой коммуникации в г. Владивостоке являются дискуссии по различным проблемам менеджмента, проходящие ежемесячно на Кафедре Менеджмента Филиала СПбГИЭА…

Пространство управленческой подготовки и переподготовки в настоящее время представляет собой нечто вроде слоеного пирога. Процессы в каждом из слоев протекают практически изолированно друг от друга, они НЕСИНЕРГИЧНЫ и это фундаментальная причина неэффективности российского менеджмента.

Руководитель одной из владивостокских компаний, обрадованный тем, что служба персонала приняла на работу выпускника РАФа с красным дипломом, спрашивает, как быстро тот впишется в рабочий режим предприятия, и хватается за голову, когда получает ответ «месяцев через 6-8»? Ситуация, когда краснодипломированные менеджеры при отсутствии соответствующего количества ТРЕНАЖЕРОВ и ПРАКТИК в учебных программах, вынуждены некоторое время нарабатывать опытным путем то, что недополучили в ВУЗЕ, сегодня стала нормой. В условиях локальных управленческих войн, в которых участвуют наши предприятия, время приобретения управленческого опыта сотрудниками очень дорого. При этом издержки и той и другой стороны возрастают многократно.

Приватизация, о недостаточной эффективности которой так много говорилось, включила в управленческую деятельность большую группу российских предпринимателей, которым пришлось нарабатывать в «боевых» условиях управленческие навыки. Структурировать этот слой новых российских менеджеров можно следующим образом:

Группа 1 – Собственники, которым удалось стать квалифицированными менеджерами;

Группа 2 – Собственники, которые не смогли стать квалифицированными менеджерами и пока не осознали этого;

Группа 3 – Собственники, которые не смогли стать квалифицированными менеджерами, но осознали это и пришли к пониманию рациональности НАЙМА профессиональных менеджеров.

Процессы в этом слое наиболее динамичны, ибо существующий системный кризис хозяйствования они ощущают на себе постоянно.

Менеджеры, подготовленные в технологии «Курс молодого бойца», как правило, на протяжении длительного времени так и остаются «молодыми бойцами» и лишь немногие из них станут в будущем профессионалами.

Опыт международного сотрудничества в области менеджмента оформлялся на практике в форме Совместных предприятий (СП). Опыт СП позволил приобщить к мировому уровню многих руководителей, которые и после развала многих российских СП смогли адаптировать мировой уровень менеджмента к российской действительности. Управленческое образование, полученное за рубежом, способствовало повышению качества наших менеджеров. Но, во-первых, пока еще преждевременно говорить о наличии критической массы таких менеджеров, а, во-вторых, многие зарубежные управленческие технологии так и не смогли дать заметных положительных результатов в России.

И, наконец, еще один слой и разрыв. Обращаясь к мировому опыту мы, по обыкновению, отбросили в сторону опыт отечественный. Сегодня умирает, не будучи востребованным, положительный опыт хозяйственных руководителей 70-80 гг. Среди них особое место занимают руководители предприятий ВПК, пожалуй, единственно конкурентной отрасли хозяйства, способной транслировать не только инженерные, но и управленческие технологии новому поколению российских менеджеров.

Что делать?

Первое – назвать вещи своими именами. Надо признать, что одна из причин затянувшегося системного кризиса в России – НЕЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. К НЕСИНЕРГИЧНОСТИ слоев «управленческого пирога» следует добавить и неэффективность ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ и неосвоенность технологий эффективного государственного управления в рыночной модели хозяйствования. Отсутствие системы подготовки и переподготовки государственных служащих НОВОГО КАЧЕСТВА, лишают государственный менеджмент главного – СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Второе – оценить исторические реалии эволюции российского и мирового менеджмента в сравнении. Для этого надо обратиться к Графику эволюции менеджмента в XX веке.

Известно, что современный менеджмент вырос из НОТ (Научной Организации Труда). С учетом полного забвения технологий НОТ в России, к современному российскому менеджменту в большей степени подходит название ПЕРВОБЫТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Основанием для такого утверждения является низкий уровень ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ и факт поголовного непризнавания этого факта.

Несмотря на это, в нашем управленческом лексиконе появляется модное слово – МАРКЕТИНГ. Минуя стадию ПЕРВОБЫТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, мы ринулись осваивать МАРКЕТИНГ, представляющий собой НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ. Маркетингоориентированые предприятия это принципиально иные, строящие свою деятельность на высокой ТРУДОВОЙ и УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ предприятия. Мы же, не освоив азов управления, начали осваивать материи гораздо более высокого порядка, чем те, с которыми привыкли иметь дело. Вне всякого сомнения, маркетингу необходимо учиться, но только по мере освоения основных постулатов менеджмента и колоссальной работы по управленческому развитию и саморазвитию общества.

Но в наибольшей степени НИЗКОЕ КАЧЕСТВО российского менеджмента проявляется в условиях глобального ускорения мирохозяйственных процессов. Смена управленческой парадигмы от модели «Мир предсказуем» к модели «Мир непредсказуем» предъявила новые требования к КАЧЕСТВУ не только менеджеров, но и всех сотрудников предприятия. Более высокий уровень менеджмента – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – требует от нас еще более высокого чем раньше качества трудовой и управленческой культуры.

Три качественных перехода, три ступени развития опорной деятельности в создании качественно мирового сообщества – МЕНЕДЖМЕНТ – МАРКЕТИНГ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – требуют логической последовательности и системности в своем освоении.

Быть или не быть?

Конечно быть! Но для того, чтобы быть, необходимо поместить себя в «ЗОНУ СМЕРТИ». Надо наконец-то осознать, что путей к отступлению нет и что только путем КОНЦЕНТРАЦИИ ВОЛИ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ народа реально ликвидировать в короткие сроки культурное отставание общества и выйти на передовые рубежи мирового развития.



Добавить комментарий

Войти через соцсети