Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Меценаты в России

Нет ничего согласного
более с природой человека,
чем благотворительность
                            Цицерон

Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Делать добро ближнему - это потребность человека, но у состоятельных людей для этого больше возможностей. Среди таких людей известны и такие, кто и работал-то для того, чтобы эти возможности были.

Строго говоря, помощь нуждающимся - это дело правительства. Государство и берет налоги с населения на эти цели (а в условиях обобществления производства у людей забиралось практически все, кроме прожиточного минимума, вроде бы на полное обеспечение социальных потребностей людей). Народ, вроде бы, мог рассчитывать в беде на государство. Что же на практике? У государства никогда не хватало средств на социальные нужды. Деньги шли на военные нужды, на расходы административного аппарата, на проекты, памятники и т.д. Без помощи государства люди попадали в очень сложные обстоятельства.

Понятие «Социальная ответственность» существует уже много лет. И если само понятие появилось в экономике сравнительно недавно, то действия, связанные с этим понятием, производятся уже несколько столетий.

В экономической жизни дореволюционной России отношение населения к бизнесу, людям торговым и промышленным имеет исторические и культурные корни. На развитие промышленности и торговли в России оказали влияние несколько факторов:

  • Природно-климатические условия. С одной стороны, огромные по европейским масштабам расстояния, бездорожье летом, жуткие холода зимой затрудняли развитие торговли; с другой стороны, они же ограничивали рост богатства - излишка над необходимым для жизни (потребность в избах из-за крутости морозов, теплой одежде, усиленном питании).
  • Изоляция Московской Руси от других стран, сохранявшаяся практически до XVII - XVIII веков.
  • Фискальная политика государства, постоянно нуждавшегося в деньгах и выколачивавшего из населения все, что могло взять. В качестве основного покупателя длительное время выступало не само население, а государство, немногочисленные элитные слои и «заграница».
  • Политика государства, которое вплоть до Петра I не заботило развитие торговли и промышленности. С момента венчания на царство Ивана Грозного (1547 г.) по начало царствования Петра Великого (1682 г.) насчитывается не более десятка государственных актов, относящихся к торговле и промышленности. В то же время, за период царствования Петра I (до 1725 г.) таких актов было более 30. Однако фактически, вплоть до Екатерины Великой, государство ограничивалось политикой протекционизма, не создавая широких возможностей для развития четвертого сословия, городов как центров промышленности и торговли.
  • Наконец, крепостное право, ограничивающее перемещение крестьян и возможность массового использования их труда в промышленности и торговле. По существу, лишь в 70-80-е годы XIX столетия в связи с ростом населения крестьянство начинает более или менее активно выдавливаться в города, где часть из них работает по найму, а часть, хотя и незначительная, через землячества и конфессиональные общины (старообрядчество) начинает включаться в торговлю, извоз или иные промыслы.

Предпринимательство на Руси развивалось с большими трудностями, общество, относилось к предпринимательству негативно. Во многом - из-за русского менталитета, имеющего исторические и культурные установки на коллективизм в его общинно-уравнительной форме. Община и семья были необходимы для выживания человека в тех условиях в которых он проживал. А условия были тяжелыми - суровый климат и внешние опасности не позволяли расслабляться. Поэтому тех, кто выделялся из общества, тех, кто стремился работать в одиночку, «на себя», общество подвергало порицанию.

Тем не менее, предпринимательство на Руси развивалось. Зарождались целые династии. И в процессе этого развития виднейшие предприниматели дореволюционной России стали осознавать свою ответственность перед обществом, что привело к широкому распространению в их среде благотворительности и меценатства. Особенно в двух сферах: социальной (борьбы с нищетой) и культурной (создание национальной культуры). Именно при соприкосновении с духовностью, нравственными поисками, культурой, в общении с творческими людьми быстрее всего зарождались и широко заявляли о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного, гражданского сознания, либерального мышления, подлинного, а не мнимого патриотизма.

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни, практические навыки которой воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Свое выражение это получило в раздаче милостыней. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

По определению Э.А. Фомина, благотворительность - это «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает собтвенных ресурсов для полноценного функционирования».

Любить ближнего - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину, - «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу, нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать за кого молиться. В Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей. Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь туда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась до конца XVII века.

Продолжение следует