Таможня, не губи «металлистов»!

В июне этого года мы писали о сложившейся ситуации, парализовавшей весь дальневосточный рынок экспорта металла, когда сотни процветающих предприятий оказались на грани банкротства, а около 30% небольших компаний были вынуждены прекратить своё существование.

Речь идёт о пресловутом приказе №1514 Федеральной таможенной службы «О местах декларирования отдельных видов товаров», согласно которому с 30 марта текущего года вывоз металла на экспорт должен был осуществляться только через таможенный пост порта Петропавловск-Камчатский. Сегодня справедливость восторжествовала – 5 октября Высший арбитражный суд РФ вынес решение об отмене действия этого документа. Теперь экспортёры могут снова продолжать свою деятельность в наработанном режиме, но никакой суд не заставит таможенников возместить им миллионные убытки и потраченное в хождениях по инстанциям время.

На первый взгляд, в начале года чиновники из ФТС преследовали самую благую цель – наконец-то решили навести порядок в своём ведомстве, пресечь коррупцию на местах, обеспечить эффективность контроля соблюдения таможенного законодательства, а главное (!) – создать в стране благоприятные условия для развития экспорта металлургического сырья. Но на деле всё оказалось весьма печально. Одному Богу известно, отчего именно на Камчатке, а не во Владивостоке, служат наиболее квалифицированные в вопросе декларирования «металлолома» таможенники. Любому обывателю ясно, что благодаря географической близости Приморья к основным странам-покупателям: Южной Корее, Китаю, Японии, Тайваню и Вьетнаму, через наши порты проходит основной поток продаваемого за рубеж сырья. И только московский чиновник на сетования о том, что перевозка лома из Владивостока на Камчатку требует огромных затрат и делает его на мировом рынке неконкурентоспособным, искренне удивляется: «Зачем доставлять на Камчатку груз по морю? Отправляйте по железной дороге!» Комментарии излишни. Всё прямо по фонвизинскому «Недорослю»: «Зачем нам география, когда извозчики есть?»

Пока члены Ассоциации заготовителей и переработчиков вторичных черных металлов писали жалобы в Правительство России, в управление Президента, в Федеральную антимонопольную службу, в прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, в приморских портах скопились тонны металлолома. Причём за хранение груза хозяева складских площадок брали с коммерсантов плату без всякого вникания в обстоятельства. В результате убытки, понесённые фирмами-экспортёрами, равняются сотням тысяч долларов. Тем временем управление Президента поручило разобраться в ситуации… самим же таможенникам. Разобравшись, Главное управление организации таможенного контроля и оформления дало исчерпывающий ответ: «Приказ №1514 зарегистрирован в Министерстве юстиции, а значит, ничего в нём противоречащего законодательству нет». В качестве альтернативы бизнесменам предложили сдавать лом на единственный в регионе металлоперерабатывающий завод «Амурметалл». Но производственные мощности этого предприятия попросту не способны переработать весь объём сырья, собираемого на Дальнем Востоке, а закупочные цены почти вполовину меньше предлагаемых покупателями зарубежных стран АТР. Получилось, что в угоду одному, работающему в полсилы предприятию, государство «утопило» десятки успешно функционирующих компаний, создающих в регионе рабочие места и исправно платящих налоги.

За истцов вступилась только Федеральная антимонопольная служба, признав, что вступление в силу и применение Приказа №1514 создаст необоснованные препятствия для реализации хозяйствующими субъектами права на подачу таможенных деклараций любому таможенному органу, правомочному их принять. Подобные действия ФТС устанавливают ограничения в отношении свободного перемещения товаров на территории РФ и ограничивают права хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, что противоречит Таможенному кодексу РФ. Дело потребовало судебного вмешательства.

Но и здесь таможенники проявили смекалку – заседания откладывались одно за другим. А тем временем к приморским «металлистам» начала предъявлять претензии налоговая инспекция. Ведь когда предприятие не получает прибыли, оно и перестаёт платить налоги. Вот и пришлось директорам фирм давать объяснения налоговикам, что они не скрывают доходов – таковых попросту нет. Кроме того, таможня сгоряча срубила и свой сук – во владивостокских портах сбор пошлин упал до 15%. И вот 5 октября справедливость восторжествовала. Судебный процесс наконец-то состоялся, и каких-либо веских доводов в пользу Приказа № 1514 у чиновников из ФТС не нашлось. Дело сдвинулось с мёртвой точки, но ряд проблем, связанных с таможней, остался – например, нигде в мире нет таких высоких пошлин на вывоз металла за рубеж, нигде нет таких бюрократических проволочек, из-за которых задерживается вывоз груза, и компании остаются в «минусе». Об этом мы продолжим в следующем номере.



Добавить комментарий

Войти через соцсети