RAILSCADA – система контроля рефрижераторных грузов

Сегодня мне хотелось бы поговорить о проблемах железнодорожной отрасли, связанных с перевозками рефрижераторных грузов. Сейчас, в период лососевой путины, когда у перевозчиков самые «горячие» дни, эти проблемы особенно остро дают о себе знать.

В настоящее время для перевозки скоропортящихся грузов на большие расстояния с соблюдением температурного режима по железной дороге используются рефрижераторные мехсекции, а также сцепы фитинговых платформ, на которых перевозят рефрижераторные контейнеры.

В составе каждого сцепа или секции есть служебный вагон, в котором находится бригада механиков, которая обслуживает дизель-генераторы и следит за состоянием груза в вагонах и контейнерах. Учитывая, что рейс Владивосток-Москва в среднем длится порядка трех недель, и в это время груз стоимостью миллионы рублей находится полностью на ответственности двух человек.

Из-за низкого уровня заработной платы бригады комплектуются чаще всего из пенсионеров, жителей небольших городов и сел, т.е. тех, кто соглашается работать за низкую заработную плату. Эта экономия для работодателя чаще всего оборачивается рядом проблем. Полное отсутствие контроля приводит к тому, что списание ГСМ и его последующее хищение является нормой, и это не отрицается ни руководством компаний-перевозчиков, ни самими механиками. По некоторым оценкам, ущерб от хищения топлива доходит до 15-30 тысяч рублей с каждого груженого рейса. Если принять, что рефсекция в среднем делает 8 рейсов в год, то перевозчики теряют до 240 тысяч рублей в год с каждой рефрижераторной секции в своем парке.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются перевозчики – порча груза, вызванная нарушением температурного режима. Причины могут быть различны: поломка оборудования, либо «человеческий фактор» – из желания продать сэкономленное топливо обслуживающая бригада недостаточно часто заводит двигатели генератора, что приводит к постепенной разморозке груза и потере температурного режима.

До сегодняшнего дня не было предложено эффективной системы контроля, которая позволяла бы контролировать рефрижераторный подвижной состав в пути следования. В России до настоящего времени подобные системы не разрабатывались, а иностранные аналоги вызывают трудности с адаптацией, что вызвано спецификой Российских железных дорог: в нашей стране для перевозки скоропортящихся грузов применяются рефрижераторные мехсекции – вагоны, практически не имеющие аналогов в мире. Соответственно, в других странах нет и наработок в области их мониторинга и контроля. Первоначально завод-изготовитель устанавливал в вагонах самопишущие устройства, но они были малоэффективны, и все, так или иначе, давно выедены из строя. Кроме того, такие устройства могут только констатировать факт потери температурного режима, но не предотвратить его. Счетчики расхода топлива, которые также пытались устанавливать на дизель-генераторы, легко обходятся «умельцами» из числа механиков в экипажах секций.

Я столкнулся с подобными проблемами в роли руководителя подразделения компании «Трансгарант-Восток» – перевозчика, специализирующегося на доставке скоропортящихся грузов. Мы поставили перед собой задачу создать систему, которая бы избавила нас от необходимости играть в «русскую рулетку», отправляя вагоны с ценным грузом в дальние рейсы, и при этом видеть, как топливо, обеспечивающее сохранность груза, расхищается буквально на каждом шагу. Такая система была создана силами НПФ «ИнПромТех» в сотрудничестве с компанией Nosh Merchant Limited, Окленд, Новая Зеландия. Система получила название RailSCADA. За последний год было установлено свыше 40 систем на рефрижераторный подвижной состав, испытания в условиях реальной эксплуатации показали высокую точность получаемых данных, работоспособность и эффективность системы.

Система RailSCADA представляет собой систему мониторинга, состоящую из удаленных станций, которые устанавливаются на железнодорожный подвижной состав (рефрижераторные мехсекции, специализированные сцепы платформ для перевозки рефрижераторных контейнеров), морские суда и терминалы, где осуществляется хранение и перевалка рефрижераторных контейнеров. Удаленные станции с помощью сетей датчиков собирают данные о температуре грузов, режимах перевозки, параметрах работы оборудования, местоположении и перемещении вагонов и передают по сетям GSM-связи на единый сервер в сети Интернет, который в режиме реального времени обрабатывает информацию и позволяет пользователям получать доступ к данным. Сервер оснащен WEB-интерфейсом, позволяющим автоматизировать операции по мониторингу подвижного состава. Разработка системы RailSCADA поддержана правительством Российской Федерации. Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд финансируется из федерального бюджета РФ, в него направляются 1,5% федерального бюджета на науку) поддержаны научные разработки по созданию и совершенствованию системы RailSCADA. Программа предусматривает финансирование в течение трех лет. Данные средства должны быть целиком израсходованы на совершенствование и внедрение системы RailSCADA. Роспатентом зарегистрированы права на интеллектуальную собственность.

Еще одним «ноу-хау» компании стал подход к внедрению новых технологий в жизнь. Компаниям-перевозчикам предоставляется возможность получить контроль над своими вагонами без значительных капиталовложений. Все оборудование устанавливается на рефрижераторные секции и сцепы бесплатно по заявкам собственников вагонов. При этом на перевозчика ложится только обязанность следить за физической сохранностью оборудования и вносить абонентскую плату за пользование услугой. Все оборудование полностью автономно и не требует какого-либо обслуживания.

Мы приглашаем к сотрудничеству перевозчиков, заинтересованных в сохранности перевозимых грузов, повышении качества своих услуг, повышении эффективности использования своего подвижного состава. Если вам нужен контроль современного уровня – система RailSCADA для вас!



Добавить комментарий

Войти через соцсети