18 июля 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Указ № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». В данном Указе сказано о необходимости разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации и проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Обозначены и цели таких изменений: развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений; отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом; сближение положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве стран Европейского союза; использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран; поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах – участниках Содружества Независимых Государств; обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.


Некоторые вопросы концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации

Разработкой и обсуждением концепции было поручено заниматься Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому центру частного права при Президенте РФ. Рабочей группой при указанном Совете был разработан проект концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации. Значительное место в данном Проекте уделяется повышению роли нотариата в сфере гражданских правоотношений, которое и предлагается рассмотреть в данной статье.

Один из пунктов концепции предлагает введение обязательной нотариальной формы сделок по поводу имущественных прав, переход, установление или прекращение которых подлежат государственной регистрации. Ведь десятилетия существования в странах континентальной правовой системы государственной регистрации не сделок, а прав, наглядно демонстрируют, что именно государственная регистрация права в сочетании с нотариальным удостоверением сделки оптимальным образом защищает интересы продавцов и покупателей недвижимости, обеспечивает законность оборота недвижимости, способствует снижению количества споров относительно действительности заключенных сделок с объектами недвижимого имущества. Тем самым обеспечиваются и публичные интересы правопорядка.

При этом разработчики концепции учитывают, что введение обязательности нотариальной формы для таких сделок не должно явиться дополнительным к государственной регистрации финансовым бременем для участников сделки. В связи с этим, размер нотариального тарифа предлагается устанавливать с учетом экономических обоснований и основываться на регрессной шкале ставок тарифа в зависимости от стоимости недвижимого имущества.

Изменения предлагается внести и в отношении формы сделок. В силу действующей на данный момент ст. 163 ГК РФ договор в нотариальной форме может быть заключен только путем подписания сторонами единого документа, возможность совершения в нотариальной форме сделок между отсутствующими сторонами исключена. Снятие же такого запрета устранит необоснованные трудности для участников гражданского оборота, вынужденных нести расходы по переезду в место нахождения контрагента либо прибегать к помощи представителя. В связи с чем предлагается дополнить ст. 163 ГК РФ правилом о том, что нотариальное удостоверение сделки может осуществляться путем нотариального удостоверения последовательно оферты и акцепта. Такой договор будет считаться заключенным в момент получения оферентом нотариально удостоверенного акцепта. Однако данное правило не может быть применено в отношении договоров, требующих присутствия сторон или их представителей при заключении договора (например, договор пожизненного содержания с иждивением).

Отечественным законодательством способ оформления, принятого собранием участников юридического лица решения, как правило, специально не регулируется. Обязательное нотариальное удостоверение протокола собрания в России не используется. Между тем удостоверение протокола собрания нотариусом может преследовать несколько целей: предупредительную, консультативную, доказательную и другие. В связи с этим предлагается предусмотреть специальную форму для решения собрания – протоколирование. Кроме протоколирования, целесообразно для отдельных видов решений предусмотреть возможность обязательного нотариального удостоверения протокола (например, для решений открытых акционерных обществ, решений собственников по важным вопросам и др.). Таким образом, нотариальное удостоверение протокола должно исключить возможность их фальсификации и оформления «задним числом», а также исключить риск обжалования решений на основании ошибок при определении кворума и итогов голосования. Нотариус, осуществляя ведение протокола, должен тем самым гарантировать его формальное соответствие нормативным требованиям.

Разработчики концепции также предлагают предусмотреть в ст. 185 ГК РФ (Доверенность) правило о том, что лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, вправе отказать в признании полномочий представителя, если доверенность последнего не удостоверена в нотариальном или приравненном к нотариальному порядке. Данное предложение планируется распространить в равной мере на граждан и юридических лиц. Обоснование данного пункта концепции состоит в следующем: если доверенность выдана на совершение сделки, в которую контрагент может вступить или не вступить по своему усмотрению, то риск принятия никем не удостоверенной доверенности несет указанный контрагент. Если он не желает принимать на себя подобный риск, он не вступит в сделку с представителем до тех пор, пока ему не будет представлена надлежащим образом удостоверенная доверенность.

Пунктом 3 ст. 187 ГК РФ установлено, что доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Авторы концепции считают, что данное правило является достаточно серьезным ограничением в практической деятельности юридических лиц, имеющих филиалы и представительства. Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, это означает, что любая иная доверенность, выданная указанным руководителем, подчиняется правилам о передоверии и подлежит нотариальному удостоверению. В связи с этим предлагается дополнить ст. 187 ГК РФ оговоркой о том, что правила о нотариальном удостоверении выдаваемой в порядке передоверия доверенности не применяется, если в указанном порядке выдается доверенность руководителем филиала или представительства юридического лица.



Добавить комментарий

Войти через соцсети