Живая история: коллекция раритетных автомобилей

Здесь еле уловимо пахнет маслом и бензином, чуть-чуть кожей, потрескавшейся, слегка задубевшей, и поэтому кажется, словно где-то совсем рядом сложены древние фолианты. Оглядываемся по сторонам, всматриваемся в синюю эмаль старинных эмблем, в слегка пожелтевшие рефлекторы фонарей, в высокие никелированные радиаторы. И вспоминаются почему-то потемневшие знамёна прославленных, но уже не существующих полков, давно отгремевшие, но по-прежнему величественные пушки давних лет. И слова древнеримского поэта Публия Папиния Стация: «Чти всегда следы прошлого».

Евгений Кочнев

Сегодня не обязательно потихоньку завидовать владельцам частных коллекций старинных автомобилей, которые исчисляются десятками по всей стране. Владивостокский музей автомотостарины, доступный каждому желающему, «человеку с улицы», открыт для народа. Интересно, что инициатива создания его принадлежит не чиновникам, а энтузиастам-любителям. Это уникальный выставочный комплекс не только для города – для всей страны. Многие из автомобилей, представленных на выставке, выпускались ограниченным тиражом, некоторые остались в единственном экземпляре.

– Решение создать Музей автомотостарины пришло случайно, – рассказывает Николай Шульжицкий, – помогла в этом как ни странно женщина. Бывший директор музея Арсеньева, Галина Алексюк, которая организовала клуб любителей автомотостарины. И авторитетный тогда журнал «Техника – молодежи». Прочитав статью «Когда же откроется наш автомобильный музей?», я решил, что пора открывать.

Особо следует отметить сравнительно не так давно появившийся экземпляр, как его окрестили – прадедушка американского автопрома – Ford T. Первый такой автомобиль был выпущен в 1908 году. Модель, представленная в музее, сошла с конвейера в1926 году. Это специалисты музея установили по номеру двигателя. Машина находится в полной комплектации. Это был первый «народный» автомобиль Америки. Заводской рабочий мог его купить тогда за $ 250. Это составляло его среднюю зарплату за месяц. На Дальнем Востоке это единственный экземпляр такой модели. Кстати, первый советский автомобиль ГАЗ А был копией Ford A. Несмотря на то что Ford T стоит сейчас в окружении целой коллекции ретро-авто, выглядит кабриолет диковинно. Его корпус изготовлен из дерева. Деревянные также у него спицы колес. Автомобиль оборудован двумя комплектами фар. Электрические фонари дублируются керосиновыми. Вообще эта машина довольно пожароопасна. Помимо деревянных деталей особенность конструкции этой модели – расположение бензобака. Он находится прямо под сиденьем водителя. То, что удалось спасти из болот, из помоек и грязи, может не выдержать музейных стен.

Автомобили требуют постоянной реставрации, ухода, специальных условий. Катастрофически не хватает площадей, экспонаты стоят прямо на улице. Музею не хватает средств даже для того, чтобы отапливать помещение каждый день.

Сейчас музей автомотостарины – официально – частная лавочка. Приморские чиновники согласны финансировать его только в том случае, если он «переквалифицируется» в государственный. Сам Николай Алексеевич на идею смены вывесок смотрит с долей иронии. «Вы покажите мне пальцем, кому отдать? Завтра здесь будет аукцион, а послезавтра – гастроном,» – так прокомментировал он предложение краевых властей.

Кстати, когда во Владивостоке побывал летчик-космонавт Алексей Леонов, он выкроил время на посещение музея. Известие о том, что у музея серьезные материальные трудности удивило не на шутку. – Половина местного краевого парламента – долларовые миллионеры, и эти люди не могут наскрести искомую сумму? Не верю! – герой околоземной орбиты был в шоке.

– Очень важно сейчас сохранить автомобили эпохи второй мировой, – говорит Николай Шульжицкий. – Сейчас мы готовим военную экспозицию. Ветераны войны и труда приходят, видят это, говорят слова благодарности, они не могут смотреть на эти автомобили без слез. Это национальное достояние. Жаль, что до этого в крае нет никому дела…

Сын Николая Шульжицкого, его правая рука и заместитель Олег Шульжицкий все эти годы помогал отцу, но и его энтузиазм, по-видимому, не вечен:

– Мы едва наскребаем средства, чтобы оплачивать стоимость помещения, музей неподъемный, убыточный просто. Спонсорский взносы – это дело непостоянное, с каждым годом их становится меньше, а затраты на содержание уникальной техники только растут. Вполне возможно, что мы будем вынужены его просто-напросто закрыть.

Напрашивается вопрос: «Как такую большую уникальную коллекцию собрал один человек?»

– За одним БМВ я ходил 10 лет, – рассказывает Николай Алексеевич. – Его уже и воровали, и разбирали, в конце концов владелец машину бросил на даче. Сейчас он стоит у меня, рука не поднимается его ремонтировать, одни ошметки остались. Амфибию как-то нашли, их было выпущено 48 штук по заданию Сталина. ГАЗ 011 был, мы его восстановили, на параде победы машина была, а сейчас в забвении, в музей она не помещается.

Не так давно музей автомотостарины занесли во всероссийскую книгу почета, а Николай Шульжицкий стал почетным гражданином города Владивостока.



Добавить комментарий

Войти через соцсети