Кризис… Катастрофа… Катарсис

Отвечая на просьбу редакции журнала «Восточный базар» высказать на его страницах свое понимание и отношение к мировому финансовому кризису, я начал с размышлений, а, следовательно, и с различений 3-х процессов, вынесенных в заголовок статьи: Кризис, Катастрофа, Катарсис. Наиболее эксплуатируемое из них в настоящее время – это Кризис. Много меньше говорят и пишут о Катастрофе как одном из возможных исходов кризиса. Я же уверен в том, что если мы намерены не угадать, а максимально неслучайным образом спрогнозировать траекторию движения человека, региона, государства, мирового хозяйства, в кризисной ситуации, то нам необходимо детально изучать не только содержание каждого из этих процессов, но и увидеть конфигурацию их взаимоотношений.

Схематически возможные конфигурации отношений между тремя обозначенными процессами могут выглядеть следующим образом (см. Схема 1 и Схема 2). Логика Схемы 1 состоит в том, что для того чтобы вывести хозяйственную систему из состояния Кризиса, есть два альтернативных выхода:

Выход 1. Катастрофа как завершение жизненного цикла хозяйственной системы, неспособной даже эффективно функционировать, не говоря уже о росте и тем более о развитии.

Выход 2. Катарсис как достойный выход хозяйственной системы из кризисного состояния путем либо «оздоровления» существующей хозяйственной системы, либо путем ее стратегической модернизации, либо ее полного обновления и, если это так, то запуска ее нового жизненного цикла.

Логика Схемы 2 предполагает иную модель развития ситуации, когда изменения хозяйственной системы в результате кризиса происходят последовательно через процедуру Катастрофы, завершающуюся тем, что наиболее пассивная часть участников и элементов хозяйственной системы не выдерживает динамики изменений и «умирает». Ну, а наиболее активная, интеллектуальная часть участников и элементов трудового процесса самомобилизуется и выживает. Именно они и запускают процесс Катарсиса хозяйственной системы, освободившейся от анахронизмов старой системы.

В моей оценке складывающейся ситуации Россия следует траекторией Схемы 2, то есть к катастрофе, и я попробую аргументировать эту точку зрения.

Абстрактную модель общества (города, территории, федерации) можно представить в виде треугольника, в вершинах которого расположены ключевые Субъекты деятельности: Власть, Бизнес и Население. Если рассматривать эти три Субъекта общества по отдельности, то каждый из них находится в разной степени несовершенства. Основываясь на данной абстрактной модели общества (Схемы 3 и 4), я выделю 4 несовершенства, которые усиливают последствия мирового финансового кризиса в России.

Несовершенство 1 – Несовершенство Власти, которое проявляется в ее патологической неэффективности и наиболее ярким аргументом существования такой патологии является ее коррумпированность. В патологичной неэффективности власти в сегодняшней ситуации таится много угроз, но наиболее существенной может стать угроза следующего кризиса – кризиса национализации, которая сегодня происходит в мире, в том числе и в России. Российское государство, в силу сложившихся обстоятельств финансируя неэффективные элементы хозяйственной системы, концентрирует ресурсы управления в своих управленчески неумелых руках.

Сложившаяся система государственного управления в России, как известно, представляет собой усилившуюся в последние годы вертикаль власти вкупе с так и оставшейся слабой горизонталью местного самоуправления. Баланс муниципальной горизонтали и федеральной вертикали пока не найден, а синкретическая (механистическая) связь между уровнями властной вертикали, к сожалению, значительно снижает эффективность государственного управления. Это особенно остро проявляется в условиях суперпозиционирования (наложения) мирового финансового кризиса на кризисные процессы, происходящие в хозяйственной, политической, идеологической и других системах российского общества и, как следствие, в усилении кризисных явлений в разы. В такой форс-мажорной ситуации роль государственного управления многократно возрастает, но я не вижу аргументов, дающих мне основание верить в то, что в этот раз у государства это получится.

Несовершенство 2 – Несовершенство Бизнеса, которое проявляется в его патологической приверженности к многообразию красок (серый, черный, белый и различные сочетания) палитры предпринимательской деятельности в псевдорыночной среде (по мнению одного из экспертных заключений, не более 15% отношений в системы хозяйствования России можно отнести к рыночным отношениям, и это оптимистическая оценка). И если 5-7 лет назад я называл именно бизнес субъектом развития территории, то выстроенная за эти годы вертикаль власти отодвинула его на второй план.

Несовершенство 3 – Несовершенство Населения. Эти несовершенства обычно умалчиваются, несмотря на то, что именно несовершенное население заполняет функциональные места во властных структурах, в бизнесе, усиливая их несовершенства. Оставшаяся же за пределами власти и бизнеса часть населения, по сути, почти молча вымирает, мигрирует и деградирует. Учитывая ограничения по объему статьи, я не стану приводить аргументы в пользу этого утверждения. Читайте аналитический доклад «Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?», подготовленный Институтом Социологии Российской Академии Наук, который завершается выводом о том, что социальная политика в России за последние 15 лет потерпела полный крах.

Несовершенство 4 – Неуменьшающиеся разрывы в треугольнике «Власть-Бизнес-Население», которые в силу сложившегося недоверия между этими Субъектами делают этот треугольник «Бермудским».

Итак, мировой финансовый кризис случился, но в сложившейся ситуации есть опасность того, что у российской власти появился соблазн искать причины своей управленческой неэффективности во внешней среде, в то время как вот уже второе перестроечное десятилетие Россия не может выйти из глубочайшего внутреннего управленческого кризиса.

Поскольку о такой версии кризиса в обществе почему-то не говорят, то я поясню. Менеджмент как вид деятельности уникален и отличается от других видов деятельности тем, что интегрирует в себе множество других видов деятельности, в том числе и финансовую. Подобное многообразие видов деятельности тесно «перевязано» между собой и может быть гармонизировано только с помощью эффективных управленческих технологий. Любые нарушения в одном из элементов или в коммуникациях между ними нарушают общую гармонию системы и тогда требуются огромные усилия, для того чтобы преодолеть эту дисгармонию. Наше общество сегодня управленчески дисгармонизировано и именно поэтому нам следует сегодня искать выход из мирового финансового кризиса только в контексте с управленческим кризисом, либо модернизируя, либо принципиально меняя систему государственного управления.

Россия, к сожалению, исторически постоянно запаздывает с эффективными управленческими решениями из-за чего также постоянно не успевает, что называется, «запрыгнуть в уходящий экспресс», который затем приходится догонять. Вот и в этот раз история повторяется, ибо все три Субъекта треугольника, отображаюшего модель общества, вместо того, чтобы, устраняя разрывы, стремиться к единению, наоборот, разбегаются в разные стороны (см. Схема 3. «Модель демобилизации общества»). Если этот процесс не остановить, то это и есть прямой путь к катастрофе.

Стратегический же выход из сложившейся ситуации состоит в переходе от Модели демобилизации к Модели мобилизации российского общества. Началом такого перехода может быть:

  • во-первых, понимание Властью, Бизнесом и Населением своих несовершенств;
  • во-вторых, понимание Властью, Бизнесом, Населением того, что Россия большая по территории, но не великая держава, находящаяся в табеле о рангах ближе к странам «третьего мира» нежели к государствам-лидерам;
  • в-третьих, нежелание Власти, Бизнеса, Населения находиться возле стран «третьего мира», оставаясь обществом Потребителей;
  • в-четвертых, понимание того, что подняться от уровня качества жизни стран «третьего мира» к уровню качества жизни стран «первого мира» можно только путем МОБИЛИЗАЦИИ всех имеющихся ресурсов и возможностей и, в первую очередь, трудовых, ибо только через ТРУД, который перестал в России быть ЦЕННОСТЬЮ, можно совершить прорыв.

Отдыхая по две недели на праздники, работая, а не трудясь 5 дней в неделю, мы прорваться в новое качество жизни не сможем. Не сможем реализовать и потенциал рабочих мест в России, который, по сути, колоссален. Чтобы этого не произошло, нам необходимо оперативно от вопроса «Что делать?» переходить к вопросу «Как делать?» и начинать трудиться.

Образец того, как надо трудиться, можно найти в опыте многих стран, из последних опытов – опыт Сингапура как образец мобилизации и эффективного государственного управления. Есть и более близкие образцы: посмотрите, как трудятся сегодня строители материальной инфраструктуры к Форуму АТЭС в 2012 г. в г. Владивостоке.

А других вариантов и нет, ибо только тогда и прорвемся!!!



Добавить комментарий

Войти через соцсети