Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Маркетинг в России начал развиваться относительно недавно: первая кафедра, выпускающая специалистов этой области, была открыта в 1990 году в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. Тем не менее, профессия маркетолога уже успела стать весьма популярной, а главное - одной из самых перспективных. Сегодня даже небольшие фирмы нанимают одного - двух маркетологов, а представить себе крупную компанию, в которой отсутствует отдел маркетинга, просто невозможно. Востребованность этой профессии спровоцировала появление «псевдомаркетологов» - людей, не являющихся действительными специалистами в этой области, но желающих поживиться за чужой счет. Как отличить профессионала от обманщика - попытаемся выяснить в данной статье. Сразу оговоримся, что всё написанное в данной статье - это, прежде всего, личное мнение автора, с которым Вы, уважаемый читатель, можете не согласиться.



Требуется маркетолог

Часто руководители компаний сами загоняют себя в «западню», толком не понимая, чем действительно должны заниматься маркетологи и, как следствие, расплывчато формулируют свои требования к соискателю.

«Маркетологами» в последнее время называют и рекламных агентов, и мерчендайзеров, и проектных менеджеров, и пресс-секретарей, и специалистов по PR, и даже системных администраторов.

Так, в одной из компаний нашего города спектр функциональных обязанностей «маркетолога» обозначили следующим образом: «администрирование форумов и каталогов; написание, редактирование и публикация новостей, статей; координация деятельности внештатных работников; грамматическая и стилистическая проверка текстов» (из объявления на www.farpost.ru от 27.10.08).

Между тем в самых общих выражениях деятельность маркетолога можно охарактеризовать так. Согласно ГОС ВПО Министерства РФ от 23.03.2000 г.:

«Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности».

То есть в общем и целом маркетолог занимается тщательным изучением товара или услуги своей фирмы и её особенностей; изучением потребителей данного товара или услуги; изучением рынков сбыта и их особенностей; анализом конкурентов и их деятельности; прогнозированием спроса и его динамики; формированием товарного ассортимента и т.д.

Однако исходя из специфики конкретного предприятия, согласно указанному выше документу, выделяют следующие виды профессиональной деятельности маркетологов:

  • Информационно-аналитическая (сбор и анализ информации о состоянии дел конкурентов для того, чтобы определить направление развития своей компании; изучение поведения потребителей и способов воздействия на них; формирование потребительского спроса и прогнозирование объёмов продаж; изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия и т.д.);
  • товарно-производственная (подготовка предложений по формированию товарного ассортимента; поиск и разработка идей по созданию нового товара; разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров);
  • сбытовая (разработка стратегий сбыта; выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж; продвижение целенаправленной товарной политики; определение ценовой политики; создание системы массовых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж));
  • экономико-управленческая (участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках; организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предприятия; обеспечение управления инвестициями и рисками; управление и контроль маркетинговой деятельности предприятия).

Таким образом, требования к маркетологу целесообразно формулировать, исходя из направления его деятельности.

Тем не менее, можно выделить общие требования к настоящему маркетологу. Это, в первую очередь, наличие высшего профессионального образования, подтверждённого документом установленного образца. Маркетинг, безусловно, можно освоить, имея диплом финансиста, экономиста или даже психолога, но в этом случае работодателю необходимо обращать внимание на опыт работы соискателя в сфере маркетинга.

Также для успешной работы маркетологом необходимо наличие ряда индивидуальных особенностей. Это, прежде всего, аналитическое мышление, чёткая логика, организаторские способности, хорошие коммуникативные навыки, креативность, инициативность, гибкость и эмоциональная устойчивость.

Кроме того, маркетолог должен быть продвинутым пользователем ПК, а иногда даже знать азы программирования. Ведь данная профессия связана с обработкой и анализом больших массивов информации. Необходимо хорошо владеть пакетом специальных программ по обработке данных.

Итак, мы выяснили, чем должен заниматься настоящий маркетолог и какими чертами и навыками должен обладать. Поэтому при размещении объявлений типа «Требуется маркетолог», не забудьте указать следующие пункты:

  • Требования к кандидатам: профильное высшее образование, опыт работы в данной области.
  • Личные качества: аналитический склад ума, ответственность, коммуникабельность, гибкость, креативность.
  • Функциональные обязанности: например, маркетинговое планирование; разработка, планирование, организация рекламных кампаний; бюджетирование; отчетность; анализ рыночных тенденций; ценообразование; участие в бизнес-планах; анализ и прогнозирование продаж.

Принимая на работу маркетолога, всегда помните, что успех вашей компании напрямую зависит от его профессионализма. Компетентность этого специалиста может вывести вашу компанию на новый уровень и принести большой доход. И напротив - серьёзно навредить имиджу фирмы и даже разорить её.

статья подготовлена под общей редакцией Елизаветы Откидыч,
ассистента кафедры издательского дела и полиграфии, ИМК ДВГУ


Самычина Татьяна

Должность:
практикующий специалист-маркетолог

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь