Успех или великая иллюзия?

ПРЕДЫСТОРИЯ. Одна владивостокская газета отказалась опубликовать материал, подготовленный Андреем Косолаповым, директором «Дальэлектрокомплект» как ответ на излюбленный вопрос журналистов: «Как Вы добились успеха?». Публикуя эту статью, мы надеемся услышать Ваше мнение, читатели. Призываем и далее присылать подобные материалы к нам в редакцию. Наиболее интересные из них мы опубликуем абсолютно бесплатно.

Редакция “ВБ”

Уважаемые друзья, мне выпала уникальная возможность поделиться с Вами своими соображениями относительно того, чем я занимаюсь последние 7 лет. Мои достижения в этой области более чем скромные, однако я буду рад, если кое-какие мои умозаключения окажутся для Вас полезными.

Итак, речь пойдет о бизнесе. Говорить о его значении для экономики нет смысла – об этом сказано уже достаточно. Давайте порассуждаем о бизнесе в аспекте его значимости для тех, кто им занимается или имеет к этому какое-либо отношение.

Ключевым словом для стремящихся делать бизнес, то есть для предпринимателей, является успех. Существует даже такое понятие, как мерило успеха, то есть некая субъективная категория (часто количественная), которая отражает степень достижения той или иной цели. Цель, в свою очередь, тоже является субъективной, так как ставится предпринимателем перед самим собой.

Когда поставлена конкретная цель, и она достигнута, то успех в тот же миг начинает обнаруживать свою призрачность, и в конце концов ему отводится место в памяти как прошедшему этапу и потому уже не возбуждающему на новое движение. Теперь он становится старым бронзовым кубком времен ГТО, (который можно при случае кому-нибудь показать) или просто ностальгической «таблеткой». Каждую последующую цель такого порядка в лучшем случае ждет та же участь, в худшем – она станет горизонтом, бегство к которому в конце концов измотает стремящегося до пронзительного понимания бессмысленности жизни.

Если цель есть движение, то успехом можно назвать ощущение того, что оно достаточно интенсивное. В этом случае эйфория гарантирована (особенно на крутых поворотах), но до тех пор, пока не всплывет коварный внутренний вопрос: «А куда, собственно бежим, и вообще, зачем все это?» Этот вопрос действует как ведро холодной воды и заставляет либо бежать еще быстрее (чтобы некогда было думать), либо делать непривычные усилия по поиску смысла жизни.

Бывает, что целей много, они конкретные, а между ними промежутки движения. Это симбиоз первого и второго случаев, поэтому вопроса о смысле жизни не избежать, а иллюзорность успеха рано или поздно станет очевидной. Лучше, конечно, рано, чем поздно – тогда останется время для осознания.

Итак, успех неразрывно связан с пониманием смысла жизни, и иллюзорность первого зависит от правильности второго. Конечно, каждый понимает смысл жизни по-своему, парадокс же заключается в том, что с некоторой точки зрения этот смысл один для всех, но он находится за областью привычного восприятия.

Я хотел бы привести цитату из одной книги: «Совершенствование души есть единственная цель жизни, хотя бы потому, что любая другая, в виду смерти, бессмысленна». Вы спросите, а причем тут бизнес, ведь это не духовное понятие, а социально-экономическое? Да, но зато бизнес это и есть жизнь, как и любая другая форма деятельности. Пока человек не поймет, что в нем есть что-то вечное, он будет считать оставшиеся годы жизни, боясь смерти и пытаясь успеть чего-то достичь за отведенное время.

Для того, чтобы сознание находилось в той самой точке, из которой смысл любой жизни видится одинаково, необходимо преодолеть великую иллюзию формы – иллюзию того, что наше «Я» ограничено телом, а мир включает в себя только то, что мы видим и знаем. Это неимоверно трудная задача, если речь идет об истинном понимании, а не о его декларации. Но другого пути нет, поэтому, чтобы не тратить время зря, лучше с него и начать.

Бизнес же, с точки зрения самопознания, есть лишь область деятельности, в которой мы накапливаем опыт для того, чтобы понять смысл жизни. И если этот смысл понят, то появляется уникальная возможность его реализации. Это и есть тот случай, когда цель и соответствующий ей успех не стареют вместе с телом, а оправдывают его существование.

Настало время поговорить о том, как построить бизнес так, «чтобы не было мучительно больно…». Для этого необходимо понять, что у любой общественной затеи, коей безусловно является бизнес, есть своя роль, состоящая как минимум из двух аспектов: полезность для общества и для тех, кто это делает. Эта роль рассматривается в литературе по вопросам бизнеса и называется миссия.

Миссия должна соответствовать понимаемому смыслу происходящего, и если это понимание верное, то первый камень в основание будущего успеха заложен, а если нет, то крах – всего лишь вопрос времени. Миссию ни в коем случае нельзя списывать из книжки, так как она не будет выполнять свою связующую роль между пониманием и делом. Декларироваться миссия может коротко, но представляться (в уме) она должна как можно более детально. Это необходимо для дальнейшей постановки целей.

Цели бывают стратегическими и тактическими, долгосрочными и краткосрочными, но ставятся они для того, чтобы выполнялась миссия. Если цели окажутся оторванными от миссии, то это будет означать, что в ее основе нет понимания. А это приводит к такой организационной патологии, как блуд (в идеологическом и, как следствие, в экономическом смыслах).

Затем следует постановка задач для реализации целей и девиз для декларации подхода к делу. Для чего, в свою очередь, формируется организационная структура предприятия и так далее. Этот процесс напоминает рождение человека, у которого помимо своей программы существует роль, предначертанная судьбой. Эта роль может быть совсем незаметной и не осознаваемой (родился, жил, умер), но она должна быть хотя бы по отношению к родственникам и друзьям. Также и миссия организации – будет в любом случае, но если о ней не думать, то получится так: родился, жил, умер. Предприниматель в данном случае играет роль творца того, с помощью чего ему предстоит выполнить собственную миссию. Отсюда и соответствие между уровнем самосознания предпринимателя и масштабом затеянного им бизнеса.

Вообще, реализация какого–либо проекта – это осуществление идеи, то есть материализация мыслеформы. В этом процессе свои правила. Если их знать и уметь ими пользоваться, то масштаб деятельности не будет иметь значения. Но к этому вопросу мы вернемся позже, если данный материал вызовет практический интерес.

Было отмечено, что в своей основе бизнес чем-то похож на человека. По мере дальнейшего рассуждения мы обнаружим, что сходство это прослеживается во всем.

Итак, миссия осознана, цели поставлены, задачи определены, остается создать эффективную организационную структуру. По аналогии с человеком это назначение роли, определение кармы и физическое воплощение в теле. Мы добрались до привычного материального аспекта, который в законодательстве определен организационно-правовой формой (например, ООО, ТОО, Некоммерческое партнерство, колхоз и т.д.). В случае аналогии с человеком это гражданство с соответствующим паспортом, военным билетом и т.п.

Хотелось бы отметить некоторые правила, которые следует учитывать при построении «тела», способного выполнять миссию. Для этого разложим оргструктуру на составляющие, такие как: система управления; функциональное деление; механизм учета, контроля и анализа деятельности; кадровая политика и методы мотивации. Оргструктура должна быть придумана, осознана, изложена на бумаге, донесена до понимания (не до ушей) всех, подкреплена соответствующими распоряжениями и таким образом внедрена.

Системы управления делятся на три основных типа: авторитарная, либеральная и демократическая. Все они жизнеспособны при соответствующих обстоятельствах и формах, но при прочих равных условиях в конкурентной среде свободного рынка самой эффективной является демократическая система управления, но она очень чувствительна к «качеству человеческого материала», особенно руководителей. Так как в этой системе нельзя укрыться за «пунктом №1. Начальник всегда прав», то эффективным руководителем может оказаться только тот, кого уважают за человеческие качества, такие как уважение подчиненных, ответственность, мудрость и т.д. Иерархичность присуща любой форме человеческого сообщества, и если в организации формальная иерархическая структура соответствует неформальной, то это самый устойчивый вариант.

Для устойчивости важен еще такой момент. Управленческий труд делится условно на четыре уровня: командование (выходи строиться, делать так, раз, два), руководство (вождение подчиненных за руку, чтобы потом повторяли так, как правильно), управление (постановка целей, объяснение задач, назначение мотиваций и т.д.), обеспечение успеха (содействие росту самосознания подчиненных с целью развития их способностей к достижению успеха). Так вот, чтобы система управления была устойчивой, необходимо заполнять по порядку эти уровни. Другими словами, если руководитель претендует на четвертый уровень, то его ближайший подчиненный должен находиться на третьем, а не на втором или первом. Управленческий труд минимум на 90% состоит из работы с людьми, и чем выше его уровень, тем больше.

В аналогии с человеческим организмом управленческая структура представляет собой центральную нервную систему от мозга до нервных окончаний.

Функциональное деление организации определяется типом бизнеса, его масштабами, структурой ресурсов и количеством сотрудников. Главное при ее создании – не забыть учесть все функции, правильно их распределить и очертить области ответственности так, чтобы между ними не было «пустот», в которые будут проваливаться никем не замеченные проблемы, а также не было сильных «наложений», в области которых задачи не решаются по причине «надежды на соседа». Каждая функциональная единица должна быть самодостаточной с точки зрения информации, прав и обязанностей и замкнутой в пределах своей функции. В аналогии с человеческим организмом функциональные отделы представляют собой внутренние органы, необходимые для жизнедеятельности, и органы восприятия для ориентации в окружающей среде. Их можно привести в более детальное соответствие, тогда мы получим глаза и уши как одну из функций маркетинга, сложную систему нервных волокон как систему коммуникаций, кровеносную систему как каналы протекания финансов и т. д.

На механизме учета, контроля и анализа деятельности хотелось бы остановиться по двум причинам. Во-первых, это чрезвычайно важная деталь потому, что по мере роста организации соотношение затрат к доходам стремится к единице и можно не заметить убытков. Во-вторых, существует три вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Надобность в них испытывают соответственно бухгалтеры, налоговые органы и управленческий персонал. Соединить их все в один не представляется возможным в силу ряда экономических условий и полного абсурда политики государства по отношению к тем, кто создает для него национальный продукт и обеспечивает его граждан рабочими местами. Наиболее эффективной показывает себя практика ведения управленческого учета внутри организации, а всех остальных в доверенной аудиторской фирме. В аналогии с человеческим организмом механизм учета, контроля и анализа деятельности представляет собой способность человека осознавать свое физическое состояние.

Кадровая политика и методы мотивации – самая «живая» часть организационной структуры. Практика показывает, что пополнять кадры желательно снизу, с уровня рабочих и служащих, для перспективы их роста и простоты адаптации. В этом случае людей на работу надо брать «с запасом» способностей к росту. Система мотивации – штука тонкая и она должна соответствовать принципам, системе ценностей и корпоративной культуре организации. Денежная часть мотивации безусловно важна, она должна быть зависимой от результатов, и не может быть спекуляцией положением на рынке труда. Но если пренебрегать другими аспектами мотивации, то эффективность будет низкой, а первыми станут увольняться лучшие сотрудники, менее других беспокоящиеся по поводу безработицы. Существует на самом деле только один мотивирующий фактор – это собственное желание работать. Заметьте, не получать зарплату (что зачастую и происходит), а хотеть работать. В этой сфере есть хорошая технология – работа по проектам, которая предусматривает наличие (в понимании и на бумаге) у каждого сотрудника созданного им же проекта развития его функции. В этом случае человеком движет его собственный проект. Эта система существует в формате детально описанной технологии. Она – производная от демократического стиля управления и потому критична к уровню самосознания, но весьма эффективна.

Чем ближе мы подходим к людям в плане понимания работы организации, тем ближе к душе в аналогии с человеком. И это самая сложная и в то же время самая важная часть рассуждений. Дело в том, что организация без людей – это форма без содержания. Именно люди создают лицо организации, именно они своей энергией делают дело, и тем самым создают прибыль – показатель правильности построения всей организации (от миссии до контроля ее выполнения) и источник пополнения ее собственных средств. Успех организации зависит также от этики ее поведения на рынке, и это тоже заслуга людей.

В конце концов если каждый работник от директора до уборщицы будет хотеть процветания всей организации и понимать свою в этом роль, они создадут такую мыслеформу, успех которой будет просто неизбежным.

Для этого внутренним аспектом миссии организации должно стать содействие людям в том, что является для них смыслом жизни, то есть их саморазвитию. Уровень развития организации самым непосредственным образом зависит от уровня развития ее сотрудников.

Мы прошли круг рассуждений, который вернул нас к необходимости понимания смысла жизни, в котором и лежит ключ к успеху, так как этот вопрос находится выше всех экономических и организационных вопросов. Это, если хотите, вопрос планетарного уровня.



Добавить комментарий

Войти через соцсети