У инновационного пути развития нет альтернатив

Инновации, инновации, инновации. Сколько ни заклинай, а пока Национальный резервный фонд формируется за счет углеводородов. Ускорения в экономике пока не происходит. И вряд ли произойдет, пока мы будем бездумно повторять, не наполняя смыслом произносимые слова.

Наша страна замедлялась в своем развитии со второй половины 60-х годов прошлого столетия. За полвека многие страны сотворили экономическое чудо – привлекая не только финансовые ресурсы извне, сколько – и главным образом – передовые технологии, эффективные организационные структуры и механизмы управления. Это и был инновационный путь развития. Мы же безнадежно отстаем, разрушая даже то, что было создано до нас. Если действительно мы желаем выйти на уровень передовых экономически развитых стран, то нужны именно инновационные «чудеса». Необходимость догонять с темпами роста даже в десятки процентов не позволяет выйти на передовой уровень. Нужен путь, позволяющий качественно изменить ситуацию в ближайшие несколько лет. Это и есть инновация! Причем это совсем не обязательно открытия, претендующие на Нобелевскую премию. Но всякое достижение, о какой бы сфере хозяйствования ни шла речь, направленное на повышение производительности, снижение издержек, повышение рентабельности в разы – это и будет инновация! Когда два отставных офицера взялись за разведение кроликов, и за счет технических новаций довели известную технологию до уровня рентабельности в 600 процентов, то это и есть настоящая инновация.

«Реалисты» ориентируются на инерционный путь развития, не замечая, что рядом множество примеров, когда без природных ресурсов, без финансовой поддержки извне, без управленческого опыта страны выходили и достигали высокого уровня экономического развития. Сингапур, Южная Корея, Япония, Малайзия – яркие примеры инновационного пути развития за те годы, пока мы говорили об ускорении, повышении качества, перестройке и т.д. Поэтому принципиально важна постановка задачи и наличие воли для ее решения. Это не исчерпывающие условия, но с этого все начинается.

Особую значимость инновационный путь развития обретает для дальневосточных регионов России. С одной стороны, – в силу катастрофически сокращающегося здесь населения, потому что отсутствуют условия для жизни, видимые перспективы для самореализации. А чем меньше народу, и пропорционально – умных голов, тем меньше шансов что-либо изменить. С другой стороны, огромная территория востока России обладает природно-ресурсным потенциалом – это одно из немногих мест на планете, которое способно обеспечить потребности в минеральном сырье не только нашей страны. Не так давно эту задачу решали варварским путем за счет труда миллионов заключенных. Сегодня мы продолжаем пользовать инфраструктуру, созданную рабским трудом наших предков, тогда как прирост новой инфраструктуры на Дальнем Востоке в последние десятилетия не так уж и значителен. Поэтому мы отстаем от ближайших соседей в сотни и тысячи раз по протяженности дорог, их качеству, приросту новых транспортных путей, жилью, коммуникациям и т.д.

Отсюда приоритетная задача: как на огромной территории при сокращающемся населении в короткие сроки повысить потенциал инфраструктуры в несколько раз. И там, где уже живут люди, и между существующими городами. Освоить пока еще не тронутые природные ресурсы; обеспечить их освоение электроэнергией. и, не ограничиваясь только добычей, создать производства с высоким уровнем добавленной стоимости. Задача принципиально не имеет решения, если к ней подходить с позиций вчерашнего и даже сегодняшнего дня.

А в чем может заключаться инновационный путь развития? Здесь есть что обсуждать, и вариантов, наверное, немало. Вспоминая, с чего начинали Соединенные Штаты выход из великой депрессии (создания инфраструктуры, строительства дорог и жилья), то и здесь напрашивается вполне понятный ход – необходимо создание устойчивого транспортного каркаса на территории России.

– Сравните снимки со спутника ночной российской территории и европейских стран, северо-американского континента, или японских островов, южно-корейская часть полуострова. Там видны сплошные светящиеся пятна, тогда как наша огромная территория «во мгле»: два пятна двух мегаполисов в европейской части и тоненькая нитка Транссиба с едва заметными точками редких городов. А Дальний Восток и вовсе не виден, будто здесь и вовсе жизни нет. Поэтому здесь и государственная задача, с точки зрения национальной безопасности и территориальной целостности. И задача для крупных корпораций и для инвесторов – вкладывая в создание инфраструктуры, мы не только обеспечиваем благополучие будущих поколений, но и решаем не менее важную задачу текущего времени, не позволяя за счет долговременных вложений раскручиваться спирали инфляционных процессов.

Когда в качестве аргумента выставляется «экономическая целесообразность» или окупаемость инфраструктурных вложений («сначала скажите, что вы будете возить по этим дорогам, а потом мы подумаем, вести к вам дорогу или нет»), вот тогда и появляются «медвежьи углы», исчезают десятки и сотни поселений, уезжают люди, оставляя за собой безжизненное пространство. Для Приморского края разработан проект строительства и реконструкции трех широтных и трех меридиональных автомобильных дорог, которые могли бы создать устойчивый транспортный каркас территории края. Но проблема – в скорости строительства, когда проект может растянуться на сотни лет, и дело не только и не столько в отсутствии финансовых ресурсов: это, прежде всего, организационные, управленческие и технологические задачи. Вот здесь и нужен поиск инновационных путей решения этих задач.

Как организовать процесс привлечения инвестиций, чтобы они выстраивались в очередь, готовые вложиться в эти проекты; как управлять финансовыми и материальными потоками, чтобы они не уходили «налево»; какие технологии и как привлекать, чтобы это было и дешевле, и надолго. Ничего нового изобретать не надо, достаточно взять на вооружение опыт нашего ближайшего соседа, а еще лучше пригласить их, чтобы не только перенять этот опыт, но и построить необходимые инфраструктурные объекты. И это тоже инновация, потому что до сих пор мы больше испытываем страх, сами себя пугаем, вместо того, чтобы в полной мере использовать пока еще избыточный трудовой потенциал северо-восточных провинций Китая.

Через десять-пятнадцать лет, когда по ту сторону границы страна начнет сталкиваться с дефицитом трудовых ресурсов в силу сложившейся демографической структуры, для нас этот источник будет исчерпан, или, во всяком случае, он окажется не столь эффективным, как сейчас. Поэтому думать, что такой избыток рабочих рук будет всегда, и мы сможем им воспользоваться в любой момент, – очень тревожное заблуждение, которое, в конечном счете, оставит нас не только с уже набившим оскомину бездорожьем, но и совершенно безлюдной территорией. А, как известно, свято место пусто не бывает, да еще в таком плотно заселенном окружении, в каком мы находимся. Значит – важно сконцентрировать пока еще имеющийся интеллектуальный ресурс, организовать его на поиск инновационных решений жизненно важных для нас и наших потомков задач.



Добавить комментарий

Войти через соцсети