Компенсационный фонд СРО

С 1 января 2009 года прекращается выдача государственных лицензий на изыскательские, проектировочные и строительные работы, а с 2010 года прекращается действие лицензий, выданных ранее. Эти изменения в отрасли закреплены федеральным законом № 148 от 22 июля 2008 года. Закон также устанавливает, что изыскательские, проектировочные и строительные предприятия и индивидуальные предприниматели должны объединяться в соответствующие саморегулируемые организации (СРО). Члены СРО получат свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, которые дадут право работать на рынке.

По мнению законодателя, эта реформа строительной отрасли направлена на повышение качества изыскательных, проектировочных и строительных работ и защищенности потребителей от ущербов вследствие недостатков работ. Для этого в законе №148, а также в более раннем законе о СРО № 315 от 1 декабря 2007 года установлен ряд нормативных и экономических инструментов, основным из которых является компенсационный фонд. Порядок формирования и размещения фонда, а также размеры взносов вызвали наиболее бурные дискуссии в среде строителей, поэтому считаем нужным рассказать об этом более подробно.

Компенсационный фонд обеспечивает имущественную ответственность членов саморегулируемой организации перед потребителями. Он формируется из взносов всех членов СРО. Законом определено, что с 1 января 2009 года для строительных СРО взнос должен быть не менее 1 млн. рублей (если СРО установило требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, – не менее 300 тыс. руб.). Для проектировщиков и изыскателей – не менее 500 тыс. руб. (если СРО установило требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, – не менее 150 тыс. руб.). А в оставшиеся до этого срока три месяца СРО могут собирать взносы в размере не менее 300 тыс. руб. для строительных организаций и 150 тыс. руб для проектировщиков и изыскателей.

По закону, СРО в пределах средств своего компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда из-за недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а также по связанным с ними судебным издержкам. Т.е. теперь заказчик, которому был нанесен вред из-за некачественно выполненной работы, может рассчитывать на компенсацию ущерба не только по договору работ, но и из компенсационного фонда. И за нерадивого коллегу придется платить всем остальным членам СРО, ведь после осуществления выплат члены СРО обязаны пополнить компенсационный фонд до размеров, установленных уставом организации.

Это главное направление, по которому законодатель разрешил осуществлять выплаты из фонда. Но законом предусмотрено еще два случая выплат: возврат ошибочно перечисленных средств и размещение средств компенсационного фонда в целях его сохранения и увеличения его размера.

Для сохранения и прироста средства компенсационного фонда СРО могут быть размещены в активы за исключением размещения на банковских счетах членов СРО и в их ценные бумаги. ФЗ № 315 указывает, что средства фонда СРО размещает через управляющие компании, а контроль за соблюдением управляющими компаниями всех правил и ограничений осуществляется специализированным депозитарием на основании договора. И управляющая компания, и спецдепозитарий должны быть выбраны в результате конкурса, который организует СРО. И, конечно же, эти организации должны иметь необходимые лицензии.

Закон о СРО налагает ограничения на размещение средств управляющими компаниями: в объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% средств компенсационного фонда; в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее 10% компенсационного фонда. Дополнительные требования и ограничения могут быть обозначены в инвестиционной декларации СРО.

Итак, СРО проводит конкурс и выбирает управляющую компанию, с которой подписывает договор доверительного управления. Далее формируется инвестиционная декларация, где указываются цели инвестиционной политики, возможных объекты инвестирования, их состав и описание, структура инвестируемых средств, а также описание возможных рисков, связанных с соответствующими инвестициями.

На основе декларации и договора доверительного управления управляющая компания осуществляет инвестирование средств компенсационного фонда. А спецдепозитарий, определенный также в результате конкурса, хранит имущество фонда и ведет депозитарный учет ценных бумаг в составе фонда, согласовывает сделки, совершаемые управляющей компанией, с имуществом и проверяет законность сделок на стадии их исполнения, а также ведет реестр владельцев инвестиционных паев. Со стороны государства вся эта деятельность контролируется Федеральной службой по надзору за финансовыми рынками.

Доход от инвестирования, по ст. 13 федерального закона № 315, направляется на пополнение компенсационного фонда и на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств фонда.

Выплаты из компенсационного фонда, как уже говорилось выше, осуществляются только для покрытия ущерба от недостатков работ, выполненных членом СРО. Причем в законе №148 есть положение, которое накладывает определенные обязательства и на других участников строительной деятельности. Так, при наступлении случая, когда предусмотрена компенсация ущерба, если имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации или работ, а также негосударственной экспертизы, то вместе с СРО солидарную имущественную ответственность несет и Российская Федерация, субъект РФ, либо негосударственная организация, выдавшая это заключение.

Если компания или индивидуальный предприниматель решат выйти из состава СРО, то, согласно закону, вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд им не возвращаются.

«В заключение отмечу, что в ходе дискуссий о компенсационном фонде у многих строителей возникают сомнения: защищены ли средства фонда от «левых схем», которые позволят регулярно его опустошать? Закон, к сожалению, полностью не страхует СРО от мошенничества. Но, закрепив саморегулирование в отрасли, законодатель дал возможность СРО устанавливать правила, ограничения, основания и порядок выплат средств из фонда. И сейчас главная задача строителей – серьезно и тщательно подойти к вопросам формирования или выбора саморегулируемой организации, предусмотреть возможные махинации и защититься от них.»



Добавить комментарий

Войти через соцсети