Клуб директоров

20
лет

905
директоров

5885
статей



Саморегулирование в строительстве

Принят Федеральный Закон №148, согласно которому действие лицензий на выполнение инженерных изысканий, проектирование и строительство прекращается с 1 января 2010 года, и функции контроля передаются в саморегулируемые организации (СРО).

Если до конца 2008 года для регистрации СРО достаточно внести минимальный взнос в размере 300 тыс. руб. для строительной организации или 150 тыс. руб. для проектной, то после 01.01.2009 г. 1 млн. и 500 тыс. соответственно. Не вступившие в СРО компании до 1 января 2010 года вообще теряют право заниматься строительной деятельностью.

Члены СРО будут кровно заинтересованы в недопущении на рынок недобросовестных игроков, ведь расплачиваться за некомпетентность партнеров придется им. Но кто и как будет контролировать строителей и проектировщиков? Можно, конечно, создать в рамках СРО мощную структуру по контролю качества работ из своих членов, оснастить их диагностическим оборудованием, геодезическими приборами и лабораторией. Помимо затрат на проведение контрольных проверок, необходимо также обеспечивать постоянное его функционирование. Бремя всех этих расходов ляжет на членов-участников СРО и отразится в завышенных членских взносах. При этом неравенство уже будет допущено только потому, что неравные по оборотам и количеству ИТР организации будут оплачивать в равных суммах. Крупные организации при этом будут экономить, а серьезная нагрузка ляжет на средний и мелкий бизнес. И чем больше будут взносы, тем быстрее небольшие фирмы будут уходить со строительного или проектного рынка.

Опять же возникает вопрос «А судьи кто?» Если в контролирующие органы будут входить участники СРО, то фактически конкуренты будут проверять друг друга. Представьте, что придет ваш конкурент и под предлогом контроля качества работ будет изучать ваши ноу-хау или, наоборот, слабые стороны.

В мировой практике эта задача решена уже давно и показала свою эффективность. СРО активно взаимодействуют с отраслевыми органами по сертификации работ и услуг. В этом случае решаются сразу все вопросы:

  1. Органы по сертификации занимаются только вопросами контроля качества проектных и строительных видов деятельности, являются при этом независимыми для всех участников рынка.
  2. Обеспечивается конфиденциальность информации, полученная в ходе проверок.
  3. Проверяющими являются эксперты в данной области, тем самым достигается высокое качество и эффективность проверок.
  4. Органы по сертификации имеют все необходимое специальное оборудование и приборы по контролю качества, аккредитованные ими испытательные лаборатории.
  5. Возможность использования одной структуры всеми СРО, затраты по содержанию контрольного органа в этом случае разделяются между всеми строителями, проектировщиками и изыскателями, а соответственно, снижаются на порядок.
  6. Затраты по содержанию контрольного органа равномерно разделяются между крупными и мелкими организациями, в зависимости от количества видов деятельности и оборотов компании.
  7. Обеспечивается постоянный контроль всех участников СРО, в том числе ежегодный инспекционный контроль.
  8. Минимизация расходов на обеспечение контроля качества всеми участниками в будущем, так как стоимость последующих проверок (инспекционный аудит) на 50% меньше первой проверки (сертификационного аудита).
  9. Нет необходимости нести значительные затраты на разработку методики проверки каждого вида деятельности при выполнении проектных, строительных или изыскательских работ, они уже имеются в органе по сертификации.
  10. Методика и объем проверок разработаны и утверждены ФГУ «ФЦС» Министерства регионального развития Российской Федерации, соответствуют всем требованиям действующей нормативной базы в области строительства.
  11. Доступность информации всем участникам рынка обеспечивает сайт органа по сертификации в сети интернета.
  12. Сертификация проектных, строительных и изыскательских услуг является первой ступенью, пройдя которую внедрение и сертификация системы менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 в проектно-изыскательской организации становится простой, понятной и менее затратной.
  13. Нет необходимости содержать дополнительный персонал в СРО для контроля действий проверяющих, а в случае жалоб участвовать в их разбирательстве. В системе сертификации «Росстройсертификация» руководящий орган минимум ежегодно, а фактически 3-4 раза в году проверяет органы по сертификации. Эксперты также проходят не реже одного раза в пять лет повышение квалификации, а система отчетов и аттестаций такая, что исключает возможность работы в органе случайных лиц или непрофессионалов. При этом в случае поступления жалобы разбираться будет руководящий орган системы «Росстройсертификация», в объективности которого сомнений ни у кого не возникает.
  14. Для проектно-изыскательских или проектно-строительных организаций, состоящих в двух или трёх СРО, затраты на контроль качества при взаимодействии их с органом по сертификации уменьшаются в 1,5-2 раза, так как материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал, система управления и т.д. проверяется при контроле первого направления деятельности.

Система добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации «Росстройсертификация» создана по решению Госстроя России (приказ от 19 апреля 2003 г. №135). Госстрой, потом Росстрой, а ныне Министерство регионального развития РФ активно поддерживает развитие важного для сферы строительства направления деятельности - сертификации строительных, проектных и изыскательских работ и услуг (см. № СК-5435/02 от 27.12.2006г. и др.), а Российский союз строителей настоятельно рекомендует предприятиям и организациям - членам Союза и другим строительным, проектным и изыскательским организациям - шире использовать возможности Системы «Росстройсертификация» для добровольной сертификации выполняемых работ и услуг (№ РСС-ВЗ/49 от 05.04.06г., № РСС-ГВ/180 от 28.12.06г., № РСС-ВЗ/101 от 17.07.08 г. и др.).

Опыт европейских стран, где СРО действует много лет, показывает, что самая эффективная и недорогая система контроля - проверка подлинности отраслевого сертификата.


Пышкин Андрей Борисович

Должность:
руководитель НПЦ «Сейсмозащита»

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь