Право на возврат или зачет налога

В Налоговом Кодексе существуют нормы, регулирующие порядок и сроки возврата и зачета налогов, а также права и обязанности налоговых органов в этой связи. Вот только на практике такое регулирование осуществляется весьма неоднозначно. Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После того как организация представит налоговую декларацию, налоговая инспекция проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению.

Согласно статье 88 Налогового кодекса РФ, уполномоченные должностные лица налогового органа проводят камеральную проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если в налоговой декларации (расчете) обнаруживаются ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявляются несоответствия представленных сведений и сведений, которыми располагает налоговый орган, об этом сообщается налогоплательщику. И в течение пяти дней налогоплательщик обязан представить необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок. Инспектор, проводящий камеральную проверку, обязан рассмотреть представленные пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, они обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ. Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Следовательно, отсутствие акта камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев и десяти дней с момента представления налоговой декларации свидетельствует о том, что камеральная налоговая проверка завершена, и в ходе ее проведения никаких нарушений не выявлено.А если никаких нарушений выявлено не было, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (п. 2 ст. 176 НК РФ). Если у налогоплательщика есть недоимка по налогу, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Таким образом, утверждение о том, что какая-либо налоговая декларация не была «откамералена» и, как следствие, об обоснованности проведения процедуры взыскания недоимки, которую следовало погасить за счет возмещения налога по этой декларации, становится незаконным по прошествии трех месяцев и семи дней. При наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Следовательно, если налогоплательщик обратился с заявлением о возврате сумм налога по прошествии трех месяцев с момента подачи налоговой декларации, по которой налог подлежал возмещению, то отказ налогового органа в возврате налога в связи с отсутствием решения о возмещении налога является необоснованным. Такое решение должно быть принято, если в установленный срок нарушения налогового законодательства не были выявлены и не зафиксированы в акте проверки. Данная ситуация все чаще становится камнем преткновения в отношениях между налоговиками и организациями. Если организация хочет избежать спора, она может пойти на поводу у налоговиков. Так, в случае пропуска налоговым органом срока для вынесения решения по результатам камеральной проверки организация может подать «уточненную» декларацию за тот же период. Но в этом случае надо отдавать себе отчет в том, что за этим последуют новые сроки проверки и что период, за который происходит возмещение, будет смещен.Возможен другой вариант – обжаловать действия, бездействие или решения налоговиков в судебном порядке. Если организация готовится к подаче заявления в суд, самое главное для нее – определиться с предметом требований. Его надо сформулировать так, чтобы требования были обоснованными, а судебный акт действительно восстанавливал нарушенное право налогоплательщика.



Добавить комментарий

Войти через соцсети