Почему приморские изобретения внедряются не в Приморье?

Игорь Петренко, редактор «ВБ»

Уважаемые читатели «ВБ»!

Судя по ситуации, которая разворачивается вокруг развития инновационного процесса в нашем регионе и отношения властей к нему, когда чиновники не хотят и не имеют времени рассмотреть инновационные разработки, способные в реально обозримые сроки обеспечить комфортное проживание населения на данной территории, то в очередной раз приходиться констатировать народную мудрость: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Все национальные проекты и федерально-целевые программы в Приморье почему-то буксуют. Не пора ли нам, директорам своих собственных предприятий, людям, близким к «реальной экономике», обсудить данную тему (для начала на страницах журнала) и, возможно, организовать народное предприятие по внедрению перспективных наработок, позволяющих в кратчайшие сроки получить от них реальную отдачу (доведение экспериментальных разработок до промышленного внедрения в ряде случаев не превышает 2-3 года )? Приглашаем к дискуссии в нашем Инновационном Клубе не только директоров предприятий, специалистов различных НИИ, но и всех, кому небезразлично их будущее. Ведь НАМ действительно ЗДЕСЬ ЖИТЬ!


Генераторы идей, новаций, изобретений – народ у нас творческий, но в одиночку на рынок не пробиться. «Бывалые» знают формулу 1:10:100 – затраты, где:

1 – затраты на изобретение (новацию);
10 – затраты на опытный образец;
100 – затраты на внедрение.

98% творческих людей осиливают только первую ступень затрат, остальное зависит от потребностей рынка и возможностей получения стороннего финансирования.

Советская система ЦНТИ умерла вместе с Советским Союзом, т.к. их деятельность финансировалась из бюджета, а работающие в ЦНТИ служащие были обычными офисными тружениками с интересами в пределах восьмичасового рабочего дня и оплатой труда по штатному расписанию.

Академическая наука – 25 % от мировой численности – как была, так и остается бюджетной. Но академическим генералам хватает наглости жить на бюджетные деньги, но не пускать власть и налогоплательщиков в управление и контроль за результатами работы научных учреждений. ВУЗы – примерно то же – задачу решают рыночную – побольше взять с родителей студентов за обучение, поменьше платить преподавателям, а изобретения (новации) в ВУЗах, как и везде, продвигают энтузиасты.

Есть федеральные программы финансирования инноваций, но о них знают только узкие специалисты, а получить в рамках этих программ деньги могут т олько монополисты из разряда Госкорпораций.

Фактически, «на бумаге» все прописано, есть кому «отъедать» бюджетные деньги, и туда «с улицы» никого не впускают.

Можно ли что-то сделать?

Да, можно, но разными путями. Если регулировать сверху, допустим, академическую науку, заставляя ее расписывать не планы научных симпозиумов и их бюджеты, а формировать для них двухуровневый бюджет: 30 % – на разработку концепций; 70 % – на внедрение своих и собранных инноваций в производство с возмещением расходов бюджета за счет проданных на рынке инноваций. Если регулировать снизу, то сегодня никто не мешает творческому человеку взять потребительский кредит в коммерческом банке на неотложные нужды сроком на 3-5 лет стоимостью до 300000 руб. (такие условия предлагает ОАО «Востоккредитбанк») и попытаться за эти деньги как-то материализовать свое инвестиционное предложение, чтобы было что показать на рынке потенциальным пользователям. Циолковский не был богатым человеком – истинных творцов единицы, а состоятельными они вообще становятся исключительно редко. Нынешний класс собственников и владельцев бизнеса далеко не глупые люди -сами с утра до вечера ищут, как бы выгоднее разместить свой капитал и, не найдя ничего подходящего, строят очередную торговую точку, в которую уже и некому заходить (поесть, попить, одеться сейчас можно на каждом углу, но все – зарубежное). Есть середина: Представителям науки (ВУЗов) – инициаторам инноваций – организовывать круглые столы, рабочие группы, приглашать туда предпринимателей, банковских служащих, обсуждать варианты реализации тех или иных инноваций, схемы привлечения частных инвестиций, кредитных ресурсов, бюджетных средств.

Главное – не собирать круглые столы из «свадебных генералов» либо пиарщиков, живущих только за счет тусовочных мероприятий.

Как правило, каждый коммерческий банк знает интересы в бизнесе своих клиентов, кредитует их и не занимается альтруизмом. У каждого коммерческого банка есть сайты, электронные адреса, но банки имеют право выдавать кредиты только на стандартных условиях, определенных нормативами Банка России. «Денег много – идей нет» – это элементарный чиновничий отпихнизм и понимание, что серьезные идеи требуют серьезных денег; а серьезные деньги успешно разворовываются по надежно отработанным публично доступным механизмам; мелкие идеи принципиально ничего не решают. Все уже придумано и работает (колесо, компьютер и т.д.).

Выход, получается, один – пытаться усаживать за один стол творцов идей, авторов проектов – частный бизнес, банковских специалистов, может, что-то и получится из этого базара.

Кому флаг в руки? – «Восточному Базару» – журналу, который читают творческие люди.



Добавить комментарий

Войти через соцсети